Рецензия на книгу
The Tenant of Wildfell Hall
Anne Bronte
juksu18 апреля 2020 г.Убедительный трактат о пользе силы духа
Современному читателю легко решить, что Шарлотта Бронте препятствовала повторной публикации романа своей преждевременно погибшей сестры из-за зависти к ее таланту, недальновидности, ханжества, ограниченных вкусов или духовной тупости. Ведь роман отличный, и он не только не уступает произведениям более известных сестер, но и местами их превосходит. Да и продавался он великолепно даже в свою пуританскую эпоху.
Вот только продажи - одно дело, а суд общественности - совершенно другое. Удивительно, но первых читателей, имеющих возможность опубликовать мнение в литературных журналах, поражала не феминистичная повестка, о которой тогда не слышали, не критика "мужского" мира, и даже не побег главной героини от собственного, порядком оскотиневшего от пьянства, супруга, а захлопывание дверью перед носом у мужа после многих раундов безобразного поведения и измен с его стороны - супружеский долг надо же соблюдать! Более того, подробное и до крайности реалистичное исследование постепенной деградации человека, идущего у поводу у своих низменных желаний, посчитали не наглядным предостережением против пьянства, переедания, грубости, похоти и тому прочее, а свидетельством вкуса автора к жестокостям и зверствам. То есть, романтичная и набожная Энн Бронте, выписавшая ультимативную "преодолевающую" героиню, действовала на своих сверстников примерно так же, как на неподготовленного современного читателя - Чак Паланик.
Мне "Незнакомка" с первых страниц показалась классическим английским романом. Есть и таинственный старый дом, и хладнокровная, загадочная, бледная героиня, которая по нему бродит - и чье имя мы узнаем через несколько глав после знакомства с главным героем, как случайную, ненужную деталь, и прекрасная в своей неукротимой дикости английская природа, и смешные суетливые родственники, и, конечно же, литры чая, закусываемые подсушенным хлебом с ветчиной.
Все меняется, когда вместо потока мыслей главного героя (Гилберта) мы переключаемся на дневник главной героини, в котором она честно описывает опыт первой влюбленности, скоропалительное замужество и долгое, старательно отодвигаемое, но оттого только более глубокое разочарование. Здесь же сосредоточен основной духовный рост: взрослеет героиня, совершенствуя свой характер вопреки всем невзгодам, и вместе с ней растут другие персонажи, в том числе те, от кого сначала вообще ничего хорошего не ожидаешь. Все основные события происходят именно там, в середине романа. На концовке повествование возвращается к Гилберту и становится до одури предсказуемым, что, опять же, в английской традиции - как же не узнать, кто на ком женился, кто у кого родился и кто чем теперь занимается. Все конфликты закрыты в середине.
Ну и так уж вышло, что вот эта самая сочная, живая, удивительно современная середина вызвала массовое негодование критиков своего времени. Для своей эпохи это действительно была необычная книга, и к реалистичному описанию человеческих недостатков высокорелигиозная общественная мораль оказалась не готова (хотя читатель был готов, о чем свидетельствуют рекордные продажи). Отсюда, мне кажется, и нежелание Шарлотты публиковать книгу после смерти Энн: вероятно, ей просто не хотелось связывать имя сестры с "грязной" книжкой.
Содержит спойлеры3265