Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Heroes

Stephen Fry

  • Аватар пользователя
    Аноним17 апреля 2020 г.

    Живописный мост между мифом, легендой и чем-то близким к подлинной истории...(с)

    Вторая книга Стивена Фрая по греческой мифологии так же хороша, как и первая. Мы возвращаемся в древний мир, где на этот раз нам расскажут о смертных героях, таких как Геракл, Персей, Беллерофон, Ясон, Тезей и Аталанта. С античных времен писатели разной степени таланта предлагают свои трактовки историй каждого героя. Фрай продолжает эту линейку в своей неповторимой манере, и, не мелочась, обращается ко всем мифам разом. И, конечно, книга Фрая поможет таким, как я, навести порядок в том мифологическом хаосе, который остался в моей голове после школьных уроков.

    Читать тексты Фрая подлинное наслаждение. Он идеальный рассказчик и знает, как сделать историю интересной, оживляя сухой академический стиль, каким обычно излагаются эти истории, своими эрудицией, интеллектом, юмором и иронией. И каждая страница его книги говорит не только о его знании предмета, но и о безусловной любви к нему.

    Мы узнаем, как в своей безудержной страсти к размножению хтонические божества породили огромное количество чудовищ, а их любвеобильные дети и внуки – детей смешанной крови, которая обеспечивала их носителям превосходные исходные данные. Правда, почти в каждом случае у деток имелся также реальный родитель, который не всегда был счастлив таким отцовством и с радостью отправлял этих отпрысков на поиски и истребление этих самых чудищ. А зачастую ихор в крови обеспечивал их не только умом и доблестью, но и буйным нравом, богоравным честолюбием и страстью к противоположному полу. Поэтому, искупая те или иные грехи, они также были вынуждены подобно Гераклу, сокращать поголовье чудовищ, обеспечивая человечеству более комфортное существование. За это они получали чествования, славу, громкое звание героев, но заканчивали почему-то свой жизненный путь не лучшим образом.

    В отличие от Мифов, где богам и богиням уделялось равное внимание, здесь будут царствовать мужчины, и даже Аталанта, как пишет Фрай, тоже в каком-то смысле «герой», так как написание этого слова не имеет гендерной окраски. Женщина же, согласно кодексу патриархата, выступает здесь в роли жены и матери. В поступки героев всё также вкладываются паттерны человеческого поведения, а на примерах битв Геракла и Тесея с лапифами, амазонками и кентаврами показывается, как различные типы героев отражали изменения в греческом обществе с течением времени.

    Да мы и сейчас, подобно Орфею, ловим себя на желании обернуться тогда, когда этого лучше не делать, испытываем беспричинный гнев, как Геракл, оставляем возлюбленных, как Тесей, в эдиповом ослеплении не ведаем, что творим и, подобно Аталанте, отвлекаемся от главной цели в погоне за красивой безделкой. А в книгах современных писателей при желании можно легко разглядеть канон мифа, смотрите – ведьма манит Станниса Баратеона обещанием престола, как манила Ясона Медея, а сиротство подталкивают Джона Сноу, Гарри Поттера и многих им подобных на дорогу славы, подобно Тесею.


    Миф способен быть своего рода человеческой алгеброй, какая упрощает нам взаимодействие с истинами о нас самих. Символы и ритуалы – не игрушки и не игры, которые можно отбросить, повзрослев, это те инструменты, что всегда нам будут нужны.

    И вновь Стивен Фрай напоминает нам, что


    Дар огня, принесенный Прометеем, как и опасался Зевс, позволит нам в один прекрасный день обходиться даже без олимпийцев.
    Но день этот пока не настал.

    50
    602