Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Так берегись

Макс Фрай

  • Аватар пользователя
    Аноним16 апреля 2020 г.

    На обложке книги нарисован поезд. "В Ехо же отродясь поездов не было!" – подумала я и за книгу схватилась с увлечением... но впервые за всю историю моего знакомства с Миром мне почти сразу захотелось закрыть, отложить и больше не возвращаться. Никогда. Впервые я почувствовала, что меня обманывают и подсовывают не любимый город Ехо с мозаичными мостовыми и тысячами трактиров на любой вкус, не сэра Макса, Шурфа Лонли-Локли и Начальника Тайного Сыска, великого и ужасного Джуффина Халли, а каких-то незнакомцев, не сказать чтобы очень приятных людей, какое-то чужой мир, непонятный и съехавший напрочь с катушек.

    А всё началось с этого грешного поезда, которого в Ехо нет и быть не может. А всё-таки вот он, есть, катается через пустырь, огнями мигает, гудит... самый настоящий поезд. Почти. Он оказался смертным сном женщины по имени Агата, сном, который Макс, беззаветно в него влюбившись, пожелал овеществить; "Пожалуйста, пускай он будет всегда" – попросил Макс у Мира, и Мир, конечно, сделал именно так. Теперь Агата не умирает, но и не живёт, а может целую вечность кататься в своём чудесном поезде по ею же выдуманным мирам... чего там только нет, в этих мирах – и люди, которые рождаются только близнецами и никогда не бывают одиноки, и водяной мост для русалок, которые являются гражданами своей страны наравне с людьми, и башня – граница между мирами, и...

    Эта волшебная история с мирами, мелькающими за окном призрачного поезда, к Ехо подходила как нельзя лучше. И к Максу. Макс, конечно, все эти как бы не существующие на самом деле миры полюбил всей душой, и Агату, их создательницу, полюбил, и катался с ней на поезде, слушал и записывал её рассказы о чудесах. Но чем больше я об этом читала, тем противнее мне становилось, тем сильнее хотелось книгу закрыть и никогда не встречаться ни с Агатой, самой мерзкой женщиной в Мире и во всех Мирах, ни с Максом, которого подменили на какое-то иное существо, незнакомое и неприятное мне. А Шурф? Почему он так не похож на себя? А Джуффин и Сотофа? Как они могли себе позволить так легкомысленно отнестись к судьбе мира – ладно Макс с его большим сердцем и мозгом, который иногда отключается, но они-то чего, они-то зачем?

    За 479 страниц я так и не поняла, а почему, собственно, мне нужно любить Агату, сочувствовать ей и каким-то образом считать её в праве делать то, что она делала? Допустим, Шурф прав, и никто не знает, как бы сам поступил в такой ситуации: вот ты умер, а вроде и не умер, вот у тебя вечность впереди и сбывшаяся мечта, но для продолжения этой вечности и этой мечты нужна сила, которой лично ты не владеешь. Зато владеют другие. Агата и тянула силу для своих прекрасных наваждений – сначала у Макса, потом у его друзей, а потом и вообще у всех подряд жителей Ехо. Они любили её, искренне хотели ей помочь, а она грабила их. Отлично осознавая, что без магии этим людям будет очень плохо, а кто-то вообще умереть может. Почему Агата поступала так? Да потому, что как в прошлой своей жизни, так и в этой, посмертной, любила одну себя. Я, я, я. Я хорошая, добрая, замечательная, я знаю, как надо, только я могу и умею, только мои миры достойны существовать. А населять их – только те люди, которых придумала я. Все остальные миры – ничто, пустышка, и люди в них – жалкие, глупые, бесполезные, они гордиться должны, что я их жизнь беру и на благое дело употребляю.

    На фоне такой фашистской философии даже миры Агаты, и правда красивые, яркие, самобытные, стали меркнуть, и видеть их не хотелось уже, хотелось сказать Максу – немедленно иди на Тёмную Сторону и скорее избавляй мир от этого чудовища. Ведь Макс был прав, когда называл Агату чудовищем. Это же не человек вовсе, не милая, трогательная, недолюбленная при жизни мечтательница, это тварь, голодная и ненасытная, эгоцентричная чуть больше чем полностью, да к тому же капризная, истеричная и требовательная, как малый ребёнок. Но сэр Макс полюбил её всем сердцем. А за ним – Шурф, Джуффин, Сотофа, Нумминорих, все эти умные и вроде бы адекватные люди. У них горожане страдают и жизненных сил лишаются, у них наваждение из-под контроля выходит и в реальную жизнь бессовестно вторгается, а они: ой, какая девочка славная, ой, как жалко её, ой, как хочется ей помочь… а горожане, ну что горожане, не умер ведь никто, потерпят, может и опыт какой-то полезный приобретут, сэр Макс же всё равно всех Смертными шарами спасёт.

    Я бы своими руками эту Агату придушила, честное слово. И финал меня не тронул нисколько, издевательством каким-то показался, насмешкой… Да серьёзно, что ли? Эта истеричная баба, эта злобная, переполненная ненавистью ко всем, кто не она, тётка смогла тронуть самих Древних? А что она, собственно, сделала? Придумала несколько красивых, ярких, но всё-таки неживых картинок? Оживляли-то эти картинки совсем другие люди. И вообще – невелика заслуга фантазировать, ты жить попробуй, творить по-настоящему, любить кого-то кроме себя и что-то кроме собственных выдумок.

    Я совсем не понимаю, куда унесло автора в этой книге. У меня и в предыдущих кое-где мысли нехорошие возникали, а тут уж совсем... Лучше я буду считать последней книгой о мире Ехо «Мёртвый ноль». И надеяться, что больше Светлана Мартынчик ничего не напишет, потому что нельзя так со своим Миром поступать, нельзя так читателей дурить и такое им подсовывать, нельзя и всё.

    30
    871