Рецензия на книгу
Нетерпение сердца
Стефан Цвейг
Аноним15 апреля 2020 г.Не кормите свое самолюбие сердцами тех, кто вас любит.
…Есть два рода сострадания. Одно — малодушное и сентиментальное, оно, в сущности, не что иное, как нетерпение сердца, спешащего поскорее избавиться от тягостного ощущения при виде чужого несчастья; это не сострадание, а лишь инстинктивное желание оградить свой покой от страданий ближнего. Но есть и другое сострадание — истинное, которое требует действий, а не сантиментов, оно знает, чего хочет, и полно решимости, страдая и сострадая, сделать все, что в человеческих силах и даже свыше их.Чувство собственного всесилия - это сильное чувство. Оно может увлечь и умудренного опытом человека, что уж говорить про молодого двадцатипятилетнего героя романа. Лейтенант Антон Гофмиллер, спутав сострадание с эгоизмом, стал причиной трагедии в чужой семье.
В наше время очень модной стала фраза "никто никому ничего не должен". Очень удобная позиция, не находите? Сложил с себя всякие обязательства и живешь припеваючи. Лично я считаю данное утверждение ошибочным. Более того, оно может оказаться губительным не только для окружающих, но и для того, кто считает его истинной в последней инстанции. Вот взять к примеру Гофмиллера. Он тоже считал, что ничего не должен семнадцатилетней Эдит, разбитой параличом и так некстати полюбившей его. Да, на месте лейтенанта мог оказаться любой другой мужчина, впервые повстречавшийся больной, ведь она так чувствительна и так юна. Да, молодой человек не давай никаких обещаний и, более того, ни словом, ни делом не давал понять девушке, что тоже ее любит. Да.. Однако, судьбы Тони и Эдит сплелись и он, при всей своей юности и неопытности, при всем своем нежелании, имел перед ней обязательства.
Меня до глубины души тронули метаний главного героя. Восхищена мастерством автора. Очень точно и грамотно отмечено разное отношение общества к неразделенной любви. Дескать, если женщина отвергает мужчину, то это само собой разумеется. Но наоборот - почти что преступление. Не обходит Цвейг стороной и эгоизм больных, а так же их родственников. Отец Эдит в самом деле готов был на шею залезть тому, кто давал ему надежду на выздоровление девушки. А сама больная умела мастерски манипулировать близкими, хотя сама осознавала жестокость своего поведения. В ее случае действительно было непонятно "где кончается здоровье и начинается болезнь", потому как больны были не только ее ноги, обливалось кровью ее сердце, само ее естество. Возможно даже, что любовь Эдит к молодому лейтенанту на самом деле была лишь ее выдумкой, капризом, случившимся только по причине проявленной доброты последним. И тем не менее Гофмиллер нес ответственность за судьбу девушки. Он был ей должен. И я говорю сейчас не о вынужденном браке или проявлении любви, просто (вот именно, что просто) в тот момент, когда человек решается проявить истинное сострадание, он обязан осознавать, что возлагает на себя ответственность. В таком случае уже не получится спастись бегством.
Автор дает понять читателю, что Гофмиллер под конец истории все же постигает искусство сострадания, перестает тешить свое самолюбие любовью других людей. Тем не менее мне слабо верится, что при другом раскладе Тони точно так же просветился бы. Скорее всего он продолжал бы мучить и мучится. Но это была бы совсем другая история.
272,3K