Рецензия на книгу
Las luces de septiembre
Carlos Ruiz Zafón
Madame-Butterfly14 апреля 2020 г.О тенях и доппельгангерах.
Ну вот и прочитана "Трилогия Тумана". "Сентябрьские огни" завершили цикл. Вопреки распространенному мнению, что первая часть всегда лучше продолжений, хочу сказать, что в этом случае завершающая трилогию книга - самая интересная. И самая взрослая, пожалуй.
Как и во "Владыке Тумана", мы снова в маленьком сонном городке на побережье, где волны омывают Голубую лагуну, рыбачьи лодки покачиваются на причале, на высоком утёсе стоит небольшой домик, давший приют приезжей семье, старый маяк озаряется загадочными огнями на исходе лета, а огромный особняк на опушке леса хранит мрачные тайны.
Женщине, после смерти мужа, приходится оставить Париж и переехать с двумя детьми-подростками в Нормандию, в провинциальный городок на берегу моря, где ей предложили место экономки у богатого и, как водится, загадочного пожилого фабриканта. Да и как не назвать загадочным человека - выдающегося инженера и механика, производителя невиданных, уникальных игрушек? Весь его дом похож на музей: роботы, открывающие дверь; часы, улыбающиеся и следящие за вами с каждой стены; балерины, чьи танцующие силуэты вырисовываются в горящих на закате окнах. Не потому ли его дом полон имитирующих жизнь механизмов, что гениальный мастер очень одинок и несчастен? Его жена, женщина ослепительной красоты, двадцать лет назад стала жертвой неизвестной науке болезни и с тех пор никогда не покидала особняка.
"Сентябрьские огни" - роман почти готический, пропитанный атмосферой таинственных, навевающих смутную тревогу сказок Гофмана, пронизанный печалью в духе волшебных историй Андерсена… Да и Стивенсона сложно не вспомнить с его Джекиллом и Хайдом.
За последнее время для меня это уже четвертая прочитанная книга Сафона. Не отпускает. Хочется снова и снова погружаться в мир, созданный автором. Что же такого особенного в его книгах, что так цепляет? Для меня ответ кроется в неподражаемом мастерстве писателя создавать Настроение, создавать Атмосферу, когда действительно выпадаешь из реальности на время чтения.
Сказка, почти роман ужасов, а память вдруг преподносит ощущения лета и первой любви почти как у Саган в "Здравствуй, грусть". И это совсем не странно и даже уместно.В романе причудливо сплетаются и живут вместе совершенно естественно две истории: фантастическая новелла, в основе которой богатые на интерпретации символы тени, доппельгангера, Черного Человека, если хотите, и невесомая история любви, зародившаяся в пору ранней юности, теплившаяся нежным и трепетным ростком в сердце во время войны... Пройдется ли снова Ирэн по кромке прилива, и сможет ли Исмаэль, прикрыв глаза ладонью от слепящего солнца, увидеть её легкий силуэт на фоне заката?..
8625