Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Пятый персонаж

Робертсон Дэвис

  • Аватар пользователя
    Аноним14 апреля 2020 г.

    Тягомотное канадское нечто

    Я никогда не питал иллюзий в отношении литературы Канады, так как до «Английского пациента» считал, что ее попросту не существует, как и канадского кинематографа (киноманы меня прекрасно поймут). Но после необычного шедевра Ондатже (и даже он – я это прекрасно осознаю – далеко не для всех) я решил дать канадским авторам очередной шанс, хоть и относился к этому заведомо предвзято, так как почти все остальные прочитанные мною книги автора понизили градус моих ожиданий почти до минимума. Ах, да! Стоит упомянуть, что не Ондатже единым!.. До него были крайне неудачные попытки ознакомиться с канадской литературой в виде произведений Мунро, Мартела, Этвуд и десятка других писателей, которых уже и не упомню.

    Стоит отметить, что я против географического разделения литературы, но в данном случае менталитет и история Канады сыграли свою роль - вся канадская литература непередаваемо тягомотная, поверхностная и нередко – до ужаса примитивная. В данной же книге, помимо общенациональных черт, напрочь отсутствует глубина и психологизм, нет интересных персонажей, которым сопереживаешь, сюжет донельзя примитивен – и это нередко бывает плюсом и даже фишкой автора, но для этого надо быть писателем минимум уровня Рушди. В данном же случае читать о взрослении мальчика, который всю книгу мучается душевными терзаниями, чувством вины за брошенный (не им!!!) снежок, который угодил в голову еще одному довольно проходному персонажу и изменившим ее жизнь, ссорится с мамой, шутит плоские шутки с ровесниками, пререкается с одноклассником, умеющим очень музыкально выпускать газы (особенно впечатлило такое внимание к деталям сего нестандартного дара от автора с профессорской внешностью), по непонятной причине ушедшего воевать, случайно ставший героем, узнав о смерти родителей, с облегчением вздыхает, встречается с девочками, не встречается с девочками, а потом автор приплел еще и размышления о религии (вернее, они там изначально присутствовали, но на уровне детского сада, где «доброй самаритянкой» выступает странная женушка святоши, которая отдалась бомжу, оправдывая это тем, что «это ему было нужно»))) – да, религиозная тема - совершенно не моя, но до чего же интересно было читать мысли Эко на эту «не мою тему». В общем, если разбивать роман на составляющее, то найдется сотни других, более достойных писателей, которые реализовали подобные сюжеты намного профессиональнее и интереснее. Поступки всех персонажей нелогичны и ничем не мотивированны (в этом упомянутое отсутствие глубины); сопереживания и отклика в моем сердце герои не находят, а читать неинтересные истории, рассказанные не самым сочным языком от сомнительного рассказчика – это напрасно тратить свое время, которое можно уделить более достойной книге. Еле осилил первую книгу трилогии, которую дочитал из принципа, чтобы еще раз убедится в своей правоте относительно «таланта» канадцев производить продукт массового потребления – особенно после хвалебных од гению нового для меня автора на обложке красивого издания «Дептфордской трилогии» - подозреваю, кинематограф и литература Канады понятны и даже восхищают исключительно канадцев и на эту ограниченную целевую аудиторию и рассчитаны (нередко – подсознательно).
    Возможно, свою роль в моей оценке сыграл еще и контраст этого произведения с прочитанным мною ранее «Красным гаоляном» Мо Яня… Нет, романы совершенно непохожи, но уровень мастерства писателей – небо и земля. Если у Дэвиса общая тема трилогии меня воодушевила (люблю рефлексию и странных персонажей), то у Яня – совершенно нет, но при этом «Пятый персонаж» совсем не зацепил, даже местами, а вот от «не моего» «Гаоляна» оторваться не мог ни на минуту.

    5
    424