Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Турецкий гамбит

Борис Акунин

  • Аватар пользователя
    Аноним13 января 2012 г.

    Честно говоря, непредвзятого мнения не выйдет - скажу сразу: Фандорина люблю нежною любовью, а после того, как месяц назад был стремительно прочитан Азазель, я испытывала страстное желание читать дальше. И вот наконец свершилось.
    Итак, что же мы имеем.
    Во-первых, тот факт, что написана эта книга весьма нынче небезызвестным господином Акуниным, уже внушает доверие, и на мой взгляд, небезосновательно. Легкий стиль, приятно читается и отдает, пусть едва ощутимо, но духом эпохи. Без громоздких оборотов того времени, но текст за счет своей простоты и при том выразительности имеет собственную прелесть.
    Во-вторых, конечно, стоит сказать и о самой интриге. Она есть, причем не очевидная. Три-четыре версии ловко воздвигаются по кирпичикам у нас на глазах, и каждый раз, стоит нам только отвести от очередной из них взгляд, оглянуться, как мы понимаем, что это не вечер на дворе, а тень куда более очевидной и логичной схемы затмевает маленькую и нелепую на её фоне предыдущую, только что казавшуюся венцом зодческого мастерства. Думаете, что несколько раз этот номер не прокатит? Ну-ну, то самое "слона-то я и не приметил" продолжает срабатывать раз за разом.
    Хотя все же страниц за сорок до конца и одну ложную версию до него же я заподозрила неладное. Но тшш! Спойлеры.
    В-третьих, касательно героев.
    Повествование ведется не то что бы с точки зрения, но определенно с ракурса Варвары Суворовой. Эта девушка может вызвать у читателей разные эмоции - кого-то она будет раздражать, а кто-то, того и гляди, начнет восхищенно языком прищелкивать, глядя на нее.
    Персонаж противоречивый. Вроде бы современная - что подчеркивается неоднократно! - барышня, но порой читаешь и думаешь: женщины такие женщины! Чисто женские заморочки и абсолютно женский взгляд на вещи. Вроде бы и передовая, но в некоторых вопросах - сущий олененок, а кое-где - избалованный не сознающий свои действия ребенок.
    Умна, но все же сентиментальна и невольно кокетлива.
    Зато она раскрашивает все эти события своим взглядом на них, они становятся от этого объемными и очень даже реальными. И самая прелесть - взгляд "м-милой Варвары Андреевны" на самого Фандорина.
    Тот только после событий "Азазеля", толком не отошел, пусть время и прошло в некотором количестве, он молод, но в чересчур гипертрофирована его стадия "мороженой селедки". Честно, не помню, было ли в тексте насчет селедки, но уж насчет мороженой - так точно. Но он все равно очарователен, пусть его в данном романе катастрофически мало. Мне все же больше по душе, когда фокальным персонажем является сам Эраст Петрович.
    Журналисты. О, журналисты! Дивные. Д'Эвре, француз, красавец-мужчина, сорвиголова и авантюрист, находчивый и весьма талантливый литератор подкупает своей открытостью и светом. Маклафлин, скучноватый англичанин, беседующий о рессорах и погоде, по-своему мил и предан работе. Еще и в шахматы играет, в отличие от остального поголовья картежников. Лихой товарищ Зуров, так же бесцеремонно врубившийся в повествование, как и в прошлой книге, неприятный Казанзаки - они все разные и замечательно живые в своих характерах.
    И да, что покорило именно меня: каждая глава начинается с газетных выдержки - д'Эвре, Маклафлина, других корреспондентов - не так уж важно, чьих. Это задает некое настроение, да и в целом все тесно привязано к историческим событиям, заставляет взглянуть на них не через призму сухого текста школьных учебников. Вольно-невольно начинаешь выделять Русско-Турецкую войну из вереницы других, пусть путем ассоциаций, но знаете, в конце концов, это тоже неплохой вариант. Плевна, мучительная осада, болезни, Александр Второй Освободитель и разваливающаяся Османская империя на раздираемых странами Балканах - все это ловко связывается вместе в сознании, походя и легко, ты только потом это осознаешь, когда вдруг где-то потом встреваешь упоминание, и не приходится напряженно морщить лоб. Конечно, это далеко не непререкаемый источник - художественное произведение, не забывайте. Но ощутить некий дух эпохи позволяет, а уж когда ты представляешь время буквально на ощупь и на запах, то сразу все эти безликие даты, фамилии и сражения начинают приобретать индивидуальность. И это тоже магия.
    Это были замечательные часы, что я провела за чтением, за что премного благодарна компании Эраста Петровича

    5
    34