Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Унесенные ветром. Книга 2

Маргарет Митчелл

  • Аватар пользователя
    Аноним12 апреля 2020 г.

    Что имеем, не храним...

    История любви, история борьбы. "Унесенные ветром" — не даром бриллиант классической литературы. Здесь есть все. Война, расовая и классовая нетерпимость, политика. И любовь. Такая разная, нежная и безудержная, страстная и слепая.


    — Сэр, вы не джентльмен, — отрезала она.
    — Очень тонкое наблюдение, — весело заметил он. — Так же, как и вы, мисс, — не леди.

    Главная героиня Скарлетт О'Хара, в начале шестнадцатилетняя девчонка, красивая и тщеславная, невежественная, с не слишком остро развитым чувством порядочности и размытыми моральными границами. Скарлетт — одна из тех немногих героинь, которые с начала до конца вызывают неприятие и сильное отторжение. Иногда я находила в Скарлетт отражение каких-то собственных черт или мыслей, и это делало ее личность еще ярче и в то же время непригляднее. Даже Дориан Грей Уайльда мне чем-то да нравился. Но Скарлетт... Она неприятна мне настолько же, насколько я ею восхищаюсь. Я восторгаюсь её силой духа, энергичностью, упорством и храбростью, тем, как она противостоит трудностями, переживает невзгоды, но не могу понять и принять её эгоизм, алчность, беспринципность, глупость и жестокость.


    ... Эшли думал, что действительно никогда еще не встречал человека более отважного, чем Скарлетт О'Хара, решившая завоевать мир с помощью платья из бархатной портьеры своей матери и перьев, выдранных из петушиного хвоста.

    Скарлетт хотела слыть доброй и великодушной, настоящей леди, как её мать Эллин, но была больше похожа на отца, хваткого и вспыльчивого ирландца. Её знаменитая уловка "подумаю об этом завтра", с помощью которой Скарлетт удавалось прогонять неприятные мысли, иногда действительно помогала. И можно было бы даже взять ее на вооружение, если бы на самом деле за ней не скрывались бегство и самообман.


    Она научилась говорить себе: "Я не стану думать об этом (или о том) сейчас — это слишком неприятно. Я подумаю об этом завтра". И чаще всего, когда наступало завтра, неприятная мысль или не возникала больше, или по прошествии времени уже не казалась такой неприятной.

    Вряд ли можно было ожидать благополучного завершения хоть одной истории. Скарлетт и Эшли, Скарлетт и Мелани, Скарлетт и Ретт. Читателю досталась сложная главная героиня, непонимающая, что ей действительно нужно. Много раз Ретт называл Скарлетт дурочкой и себялюбивым ребёнком, она таковой и была. Ей всегда нужен был только один человек, единственный, кто на самом деле был сильнее ее, а она из-за слепоты, упрямства и жестокости поняла это лишь на последних страницах. Мне жаль Скарлетт, она через многое прошла, в ней все же есть хорошее, но слишком уж глубоко оно порой прячется.


    Слова его были точно колючая проволока, но говорил он правду. Он знал, как она поступила и почему, и вроде бы не стал хуже к ней относиться. И хотя расспросы его были ей неприятны своей прямотой, объяснялись они, видимо, дружеским интересом. Только ему могла бы она рассказать всю правду. И ей стало бы легче, ибо она давно никому не говорила правды о себе и о том, что побудило ее поступить так, а не иначе. Любое ее откровенное признание неизменно шокировало собеседника. А разговор с Реттом вызывал у нее такое облегчение и успокоение, какое ощущаешь, когда, протанцевав целый вечер в узких туфлях, надеваешь удобные домашние шлепанцы.

    Мерзавцы и негодяи, Ретт и Скарлетт два сапога пара, они созданы, чтобы быть вместе. Но, если объективно, Скарлетт не заслуживает такого, как Ретт, при всех его недостатках. Подонок Ретт Батлер. Харизматичный, всегда честный с собой и другими, цепкий, проницательный, добивающийся своих целей любыми путями. Но способный на по-настоящему большую любовь. Несмотря на те же мысли, что возникали у Эшли, воспринимал действительность Ретт иначе. Он не готов был воевать в заведомо проигрышной и никому ненужной войне и не боялся об этом говорить.


    — Войны всегда священны для тех, кому приходится их вести, — сказал он. — Если бы те, кто разжигает войны, не объявляли их священными, какой дурак пошел бы воевать? Но какие бы лозунги ни выкрикивал ораторы, сгоняя дураков на бойню, какие бы благородны ни ставили перед ними цели, причина всех войн одна. Деньги. Все войны, в сущности, — драка из-за денег.

    Маргарет Митчелл замечательно прописала психологические образы и характеры практически всех героев. Не только Скарлетт получилась такой противоречивой, а Ретт многогранным. Есть еще сильная и прекрасная сердцем Мелани, флегматичный и принципиальный Эшли, глупенькая Питтипэт, твердая и любящая Мамушка, умный и добрый Уилл, простофиля Фрэнк и др. На протяжении всего романа автор заставляет сопереживать именно этим людям.

    Я полюбила "Унесенных ветром" в немалой степени за прекрасный слог Митчелл, за ее умение создать живую атмосферу, за удерживающие внимание описания природы, политической обстановки, ужасов войны и последующих за ней событий в жизни южан. Автор показала несостоятельность политической системы, раскрыла действительную ситуацию, сложившуюся после отмены рабства. Гражданская война принесла с собой голод, упадок и смерть в семьи богатых демократов и поставила уже свободное темнокожее население Америки в крайне сложное положение.


    Не понимают они негров, как не понимают и отношений между неграми и их бывшими хозяевами. А ведь они вели войну за то, чтобы освободить негров. Теперь же, освободив, не желают иметь с ними ничего общего — разве что используют их, чтобы держать в страхе южан. Они не любят негров, не верят им, не понимают их, и, однако же, именно они кричат о том, что южане не умеют с ними обращаться.

    Великолепная книга. Захватывающая, поглощающая и трогательная. После прочтения остается чувство некоторой опустошенности. Этот роман буквально выжал все эмоции и в итоге разбил мне сердце.

    6
    151