Рецензия на книгу
Искусство любить
Эрих Фромм
Аноним9 апреля 2020 г.Любить - это разумный выбор
Эта книга, как можно было подумать, не только о любви между мужчиной и женщиной (такую любовь Фромм называет эротической). Здесь и о братской любви, и о материнской, и об эротической, и о любви к себе и к богу. Она о любви, как о чем-то большем, фундаментальном, позволяющем жить в гармонии и покое. Любовь здесь представлена, как состояние души, как совершенная способность, как "ответ на проблему человеческого существования".
Любовь в этой книге рассматривается даже не как чувство, а как выбор, для которого необходима огромная смелость и способность идти на риски и брать на себя ответственность. Любовь испытать может не каждый. Чтобы ее испытать, необходимо постоянно активно развивать свою личность. Невозможно полюбить своего ближнего без человечности, отваги и веры.
Не смотря на то, что эта книга весьма короткая, я читала ее около двух недель. В ней действительно очень много разных мыслей, относящихся к любви, к "психологическому здоровью", если можно так сказать. Я читала ее очень вдумчиво, буквально по абзацам. Часто приходилось прерываться уже после пары страниц, иногда даже на целый день. Мне было необходимо это для того, чтобы проанализировать прочитанное, примерить на себя, сделать выводы.
Чтобы быть любимым и любить, необходима отвага, отвага считать определенные ценности достойными высшего внимания, а также отвага ради этих ценностей ставить на карту все.
Любить бога, – если бы он использовал эти слова, – означало бы стремиться к достижению совершенной способности, любить, к осуществлению того, что символизирует собой «бог».
Любовь к кому-либо это не просто сильное чувство, – это решимость, это разумный выбор, это обещание. Если бы любовь была только чувством, то не было бы основания обещать любить друг друга вечно. Чувство приходит и уходит. Как я могу знать, что оно останется навечно, если мое действие не включает разумного выбора и решения?
Последняя концепция активности наиболее четко сформулирована Спинозой. Он проводил различение между аффектами, между активными и пассивными аффектами, «действиями» и «страстями». В осуществлении активного аффекта человек свободен, он хозяин своего аффекта. В осуществлении пассивного аффекта человек побуждаем чем-то, он объект мотиваций, которых сам не осознает. Таким образом, Спиноза пришел к заключению, что добродетель и сила – одно и то же. Зависть, ревность, честолюбие, любой вид жадности – это страсти; любовь – это действие, реализация человеческой силы, которая может быть реализована только в свободе и никогда в принуждении.
Едва ли стоит подчеркивать, что способность любви, понимаемой как акт давания, зависит от развития характера человека. Она предполагает достижение высокого уровня продуктивной ориентации, в этой ориентации человек преодолевает всемогущее нарциссистское желание эксплуатировать других и накоплять и приобретает веру в свои собственные человеческие силы, отвагу полагаться на самого себя в достижении своих целей. Чем более недостает человеку этих черт, тем более он боится отдавать себя – а значит любить.4749