Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Normal People

Sally Rooney

  • Аватар пользователя
    Аноним8 апреля 2020 г.

    Это было прекрасно

    Роман ирландской писательницы Салли Руни «Нормальные люди» вышел в России вчера, 7 апреля (одновременно с мои «Вирусом»).

    С первых же строк роман цепляет уловимым сходством с прозой Янагихары: тот же отстраненный стиль, плетущий чувственно-лаконичное полотно, усеянное внимательным отношением к деталям, но при этом, не раскрашенное в пестрые суждения автора о поступках персонажей. В этом стерильном пространстве Руни предоставляет читателю самому строить суждения о поступках персонажей, не опускаясь при этом до уровня повествования, лишенного авторского безразличия. На моей памяти такое себе позволяла Янагихара, которая, в общем-то, весьма безжалостна к читателю, раз без подготовки и нагнетания то и дело окунает его в ведра с кровавым содержимым, ни разу после этого не извинившись.

    Едва уловимая нить интереса прочно привязывает читателя к роману «Нормальные люди» наверное еще потому, что Руни отказалась от части принятых в обществе норм написания текстов — не выделяет прямую речь; то без особой надобности разбивает текст на абзацы, то пишет кирпичами; перескакивает из головы одного героя к другому; тексты из мессенджеров вписывает прямо в поток мыслей. Это поначалу выглядит неаккуратно, ровно до тех пор, пока не осознаешь (довольно быстро), что это стиль со своими правилами и они строго соблюдаются. А это уже не небрежность, это уже точка зрения и это от Билли Айлиш — свои песни (и даже названия к ним) она пишет со строчных букв, словно это подписи к фоткам в Instagram.

    Руни выхватывает из жизни своих героев только ключевые моменты, не тратит время на предыстории, переходы из одного периода времени в другой. Ее транспорт между эпизодами похож на улучшенную трансфигурацию по Роулинг: ты здесь, а через секунду уже в другом месте и времени. И это перемещение гарантируется автором: мы точно не пропустили ничего интересного, позади только скучная бытовуха. Это похоже на прозу Каннингема, но именно в части построения эпизодов по принципу «только интересное», поскольку в остальном стиль Руни, все же, индивидуален. Автор не чувствует надобности что-то объяснять читателю, она просто сотворила свой роман так, как посчитала нужным, и это было прекрасно.

    6
    512