Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Моя жизнь

Марк Шагал

  • Аватар пользователя
    Аноним7 апреля 2020 г.

    за руку с Шагалом

    Воспаряющие в небо руки, платья, влюблённые, соединение земного и небесного в такой почти детской непосредственности, взгляд в прошлое наравне с полётом к неведомому и вечному... Будучи ещё студентом, я познакомился с творчеством этого необычного художника в залах Государственного Русского музея Петербурга, а совсем плотно наше знакомство состоялось в художественном музее Чикагского института искусств (AIC), где представлено множество картин Марка Захаровича Шагала. Его почерк, стиль, невероятная лёгкость и красочность бросались сразу в глаза, я бродил из зала в зал и рассматривал каждую деталь на его полотнах.



    Небольшая автобиографическая книга «Моя жизнь» (Издательство «Азбука-Аттикус») — удивительно поэтическая, написанная по-детски непосредственно и в то же время мудро — охватывает время от 1880-90-х годов, первых воспоминаний о детстве, и завершается 1922 годом, Москвой, перед самым отъездом в Литву, а затем в Германию и Париж. Как и его картины, эта книга полна различных деталей из обычной жизни: вот дед залез на крышу и что-то ест, вот вернувшийся с работы уставший отец пьёт чай, множество дядьёв и тёток, еврейские праздники, улочки Витебска, какающие возле забора дети, маленькие человечки и животные на страницах Агады... Шагал так душевно и трепетно передаёт всё то, что связано с его семьёй, с памятью об ушедшем детстве, из которого не хочется вырастать:


    «Шли годы. Никуда не денешься, пора взрослеть и делаться как все»


    Но молодой Марк так и не смог "стать как все", не вписывался он ни в школьное окружение, ни позднее — в какие-либо художественные учебные заведения, а уже в первые годы после революции, даже организовав Народное художественное училище в Витебске, был вытеснен приглашённым туда преподавать Казимиром Малевичем. По иронии судьбы оба великих художника, несмотря на различия между собой — между фигуративным и беспредметным искусством — так и не смогли вписаться в материалистическую марксистскую идеологию.

    Читал и словно подслушивал за внутренним монологом мастера, рисующего картинки-моменты из жизни, оплакивающего своих родных, смеющегося над абсурдностью житейских волнений, с иронией и добротой вспоминающего о самом для себя важном. Прекрасно!

    Цитаты:


    «Дорогие мои, родные мои звёзды, они провожали меня в школу и ждали на улице, пока я пойду обратно. Простите меня, мои бедные. Я оставил вас одних на такой страшной вышине!»



    «Пусть кто хочет с восторгом и облегчением находит в невинных причудах моих родных ключ к моим картинам»



    «Слышали бы вы, как я, мальчишкой, распевал на весь Витебск!»



    «Если Ты есть, Боже, сделай так, чтобы я вдруг стал весь голубой или прозрачный, как лунный луч, всели в меня рвение, спрячь меня в алтаре вместе с Торой, сделай что-нибудь ради нас, ради меня»



    «Главное — искусство, главное — писать, причём не так, как все»



    «Нигде не было мне так вольготно как в камере, куда меня привели облачённым в арестантскую робу, предварительно раздев догола»



    «Неправда, что моё искусство фантастично! Наоброт, я реалист. Я люблю землю»



    «Импрессионизм, кубизм — мне равно чужды.
    По-моему, искусство — это прежде всего состояние души.
    А душа свята у всех нас, ходящих по грешной земле.
    Душа свободна, у неё свой разум, своя логика»
    7
    1K