Рецензия на книгу
Звездная пыль
Нил Гейман
Аноним6 апреля 2020 г.С любовью из Застенья
Я в неоплатном долгу у Хоуп Миррлиз, Лорда Дансени, Джеймса Бренча Кэбелла и К. С. Льюиса, где бы они сейчас ни находились: именно они убедили меня, что сказки можно писать и для взрослых.Для большинства падающая звезда - очередной повод загадать желание. Но находятся люди, у которых подобное, абсолютно незначительное и обыденное событие превращается в идею и рассыпается на книжных страницах блестками звездной пыли. И каждый раз, когда все кажется настолько плохим и беспросветным, поскольку небо затянуло темными тучами и даже мерцающих там звезд, что уж говорить о падающих, не рассмотреть, можно снова отправиться в путешествие с любимыми героями по тропинкам Волшебной Страны. Тем более Страна эта описана так хорошо, что читатель без труда погружается в незнакомый мир и сразу становится его частью. Нередко натыкаюсь на книги в жанре фэнтези, которые "не впускают" в авторский мир: или слишком маленькими порциями подается информация, или все сразу вываливается на читающего, как ведро холодной воды. Гейман, как мне кажется, умеет выстраивать повествование так, чтобы атмосфера книги не казалась чуждой каждому, впервые ее открывшему.
Книгу и экранизацию (а с ней я познакомилась раньше) нельзя назвать ни идентичными, ни полярными творениями: сначала они дополняют друг друга, а потом дорожки расходятся. И если раньше я считала финал экранизации верным, дожатым и насыщенным, то сейчас согласна признать достойным вариант книжного спокойствия, без экшн-сцены с шикарной падающей люстрой и утопленным Септимусом. Но! Экранизация выигрывает в плане персонажей: там они ярче, колоритнее. В книге хорошо прописанный мир не позволяет героям выделяться на своем фоне. Как? А с помощью необычных жителей Страны по ту сторону Стены: в фильме нет маленького человечка, накормившего Тристрана грибочками, никакая осина не рассказывает главному герою о своем нимфовском прошлом, нет никакого заклятия, наложенного на серебряную цепь Уны, а юного Торна нагло лишили его суперспособности ориентироваться на просторах исторической родины. Отличий много, даже сам Тристран "пострадал", лишившись одной из букв "р" в своем имени (однако приобрел лицо симпатяги Чарли Кокса), но отличия не ухудшили историю, а просто сделали ее другой, чуть более самостоятельной. Ах, да, "Пердита" тоже переименовалась (к счастью владеющих русским языком зрителей), как и ее капитан.
Недавно начала знакомиться с "Видом с дешевых мест". Теперь понимаю, что образы книжных мальчиков и девочек, т. е. многочитающих, Гейман списывает с себя. Больше всего досталось главному герою "Океана в конце дороги", но и Тристрана не обделили: эти фразы с красивыми обещаниями он почерпнул из сомнительного качества любовных романов, о чем-то читал в книгах о приключениях, какая-то информация поступала из школьных учебников. Чтение много дало автору, много дало его персонажам, а теперь пропагандируется с книжных страниц и лекторских трибун (лекция "Почему наше будущее зависит от библиотек, чтения и учения мечтать" - яркий тому пример). И мне это нравится.
Хорошая сказка со счастливым концом и кружка со вкусным кофе - это идеальный вечер без мыслей о творящемся за окном ужасе, а с мыслями о том, что все будет хорошо. Далеко не первое и далеко не последнее мое перечитывание "Звездной пыли".
З. Ы. Если кто еще не в курсе: киношный Хамфри - это Генри Кавилл, он же Супермен, он же Ведьмак. А в книге Хамфри нет, там у Виктории другой предмет обожания.
6383