Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Машенька

Владимир Набоков

  • Аватар пользователя
    Аноним5 апреля 2020 г.

    Середина 20х. Весна. Берлин. Лев Ганин - молодой русский эмигрант. Он живет в пансионе у железной дороги среди таких же эмигрантов: поэта Подтягина, барышни Клары, танцовщиками Колиным и Горноцветовым, математиком Алферовым и хозяйкой Лидией Николаевной. Застряв с Алферовым в лифте, он слушает восторги престарелого математика о том, что его ненаглядная жена Машенька обещает приехать к нему через шесть дней после долгой разлуки. А увидев ее фотографию, Ганин узнает в ней ту самую Машеньку, с которой у него связано самое чистое и светлое.

    Шесть дней Ганин заново переживает историю их с Машенькой любви. Читая этот роман, я испытывала странное чувство ностальгии по чужим воспоминаниям, по времени, в котором я не жила. Я уже читала у Набокова «Другие берега» и отчасти его воспоминания стали моими. В этой истории основное, что он изменил по сравнению с реальностью - это имя. В реальной жизни Машеньку звали прозаичней - Тамарой. Но кроме рассказа о романтичной юности, это еще и ода-прощание молодого Набокова с Россией, образ которой сохранился у него в сердце.


    Но теперь он до конца исчерпал свое воспоминание, до конца насытился им, и образ Машеньки остался вместе с умирающим старым поэтом там, в доме теней, который сам уже стал воспоминанием. И, кроме этого образа, другой Машеньки нет и быть не может.

    Я пристрастна. Для меня каждый роман Набокова безоговорочно прекрасен. И слог, и сюжет-воспоминание, и меланхоличная задумчивость. И особенно томление души весной, требующее перемены места, которое испытывает главный герой в начале романа. Все такое знакомое и как-будто даже мое (для меня написанное и мною прочувствованное). Это то, что мне было нужно в этот пасмурный апрельский день.

    1
    208