Рецензия на книгу
Сестра Керри
Теодор Драйзер
Edessa5 апреля 2020 г.Спойлеры
Наверное, Драйзер не мой автор. Когда-то я не дочитала «Американскую трагедию», и теперь история повторилась. Наверное, не стоит писать о недочитанном, но хочется подвести хоть какой-то итог, потому что прослушано было немало.
Итак, герои. Их трое, вернее, Друэ герой скорее вспомогательный, как и Эмс, и семья Герствуда, и различные соседи Керри. Так что героев только двое на весь большой роман. И еще город, притягательный и одновременно равнодушный.
Итак, что же такого замечательного есть в Керри? Приятная внешность, это дается в начале романа. Хорошо, подождем, как она проявит себя дальше. Дальше Керри бредет по болоту жизни и выбирает кочки посуше, чтобы отдохнуть (кто может ее в этом упрекнуть?), а потом, в силу обстоятельств, покидает теплое местечко без особых сожалений и бредет дальше. Никакого компаса у нее нет (у кого есть правильный компас в 18 лет?), карты местности у нее нет и заранее составленного маршрута тоже. Иногда она видит над головой стаю попугайчиков в ярком оперении, и ей хочется быть одним из них. Когда она становится одним из самых красивых попугайчиков, она понимает, что не в этом счастье.
Я не дочитала потому, что мне было жаль Герствуда и не хотелось вслед за автором сантиметр за сантиметром исследовать его падение. То, что это произойдет, было ясно уже тогда, когда захлопнулась дверца сейфа, да нет, даже раньше, когда он увяз в неурядицах с женой и вместо того, чтобы сообразно своему положению уладить это дело, расхаживал по кабинету с сигарой во рту и писал дурацкие письма Керри, почему-то рассчитывая, что в этой пустышке он найдет такие бездны, которые компенсируют ему все потери. Скорее всего, Герствуда давно снедала скрытая неудовлетворенность жизнью, и дочь работника мельницы из Колумбия Сити вдруг показалась ему прекрасней всех женщин на земле. Фундамент его жизни в Чикаго подгнил у основания, поэтому она и развалилась с молниеносной быстротой. Можно порассуждать о моральных принципах Герствуда, которых у него, по сути дела, не было, и упрекнуть его в эгоизме. Однако в эгоизме можно заподозрить и Керри, а Друэ и вовсе открыто характеризуется автором как эгоист. Так что можно сказать, что Герствуд был обычный человек с изрядной долей себялюбия и невнимания к другим. Его жизнь в Нью-Йорке была полна горечи, потому что в Керри он ничего не нашел, а кризис среднего возраста наконец встал перед ним во весь рост, совпав с потерей своего дела и безденежьем. Многие упрекают Герствуда за то, что он не взялся за неквалифицированную работу. Ну, тут они с Керри два сапога пара. Она не взялась за низкооплачиваемый труд на обувной фабрике, посчитав, что слишком для этого хороша. Она дважды в разные периоды своей жизни пыталась получить работу продавщицы, и оба раза неудачно, несмотря на то, что после жизни с Друэ уже не была похожа на провинциалку. Она ни разу не задумалась о том, что можно пойти на курсы стенографисток, когда деньги Друэ или Герствуда еще обеспечивали ей благополучную жизнь. Нужда погнала ее в театр, и ей пришлось пройти через унижение, через которое так не хотел проходить Герствуд, но не стоит забывать, что ее гнала туда еще и смутная мечта о славе и самореализации, поэтому участие в кордебалете, 12 долларов в неделю и окрики режиссера показались ей приемлемой ценой за пребывание на сцене. А ради чего через подобное должен был проходить сорокалетний Герствуд? Ради любви к Керри, которой не было? Так ведь и она никогда не любила его.
У Драйзера меня смущает то, что я не вижу развития героев и их влияния друг на друга, или хотя бы просто изменения их мировоззрения с течением жизни. Разве Керри меняется? Она приехала в Чикаго чувствительной девушкой с неясными мечтами о развлечениях и атрибутах роскоши, и к последней трети книги она точно такая же. Герствуд затмил в ее представлении Друэ, а Эмс затмил Герствуда. Что будет, когда оступится Эмс?
Страшно читать о таких героях без развития. Возможно, такова и была цель Драйзера – чтобы мы боялись найти черты Керри в себе. Или он хотел показать, как равнодушна система к такому вот человечку – не плохому, не хорошему, но полагающему, что он кое-чего заслуживает. Однажды он подходит к самой заветной двери, открывает ее, а там – пустота.
10650