Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Bellman and Black

Diane Setterfield

  • Аватар пользователя
    Аноним2 апреля 2020 г.

    Мальчик, рогатка, камень. Ощущение совершенства. Пляска смерти. Игра жизни. История...

    Грачи созданы из мысли и памяти. Они знают все и ничего не забывают.

    Мальчик, рогатка, камень. Ощущение совершенства. Пляска смерти. Игра жизни.
    История, в центре которой мальчик-юноша-мужчина Уильям Беллмен, когда-то в детстве сбивший с ветки грача, а, как мы знаем,


    раз уж речь зашла о воронах, стоит упомянуть слово, которое ассоциируется со всем их племенем: безжалостность.

    Этот незначительный, на первый взгляд, эпизод повлиял на дальнейшую жизнь и судьбу Беллмена, постепенно погружая героя в черноту и темноту, где


    хлопают грачиные крылья и раскатистое "Гра!" оглушает тебя, заставляет оцепенеть чувства и разум.

    Каждый поступок имеет последствия. Появившийся из ниоткуда Блэк, человек(?) в черном, – "серый (черный) кардинал" всего повествования, "рулевой" жизни главного героя, мнимая сделка с которым и увела Беллмена в никуда: во мрак, черноту и пустоту, потому что


    грач не просто черен – он чернее самой черноты. В нем присутствует невероятный переизбыток черного, не наблюдаемой ни в одной другой живой твари. Он – сама суть черноты.

    Прожив многие годы с разъедающей сознание тоской и мыслью о дьявольской сделке, погружающей во мрак, Беллмен просто не захотел вспомнить краски юности, эмоции живой жизни, ярко творимой когда-то собственноручно.
    Он забыл свою историю, а ведь


    грач – большой любитель историй. Он собирает их с той самой поры, как первые истории появились на свет, – то есть со времен первых богов, первых людей, первых грачей. И он прекрасно помнит все эти истории. Когда ваша история закончится, ее подберет и сохранит какой-нибудь грач.

    Текст-мозаика, по ходу чтения которого не раз вспоминался скандинавский миф о двух воронах Одина, Мысли и Памяти, способных путешествовать из мира в мир, принося знания, даруя память и сохраняя воспоминания. И только в середине произведения автор прямо отсылает к этой древней легенде, давая, наконец, понять читателю, как собрать обрывки истории в единое целое, через что ловить "движения" и характеры, мотивы поступков героев, виражи сюжета...
    Однако кто же повествователь: странный, до конца непонятный, который что-то знает, что-то умалчивает, на что-то намекает? … Об этом мы узнаем лишь в финале, вызывающем восторг, переворачивающем с ног на голову все прочитанное:


    Когда грачи собираются в превеликом множестве, для этого есть самые разные названия. Кое-кто использует выражение «грачиное сказительство».

    А теперь тот самый загадочный повествователь уже тебе, а не главному герою, как бы «дышит в затылок»:


    ... Между прочим, у нас тоже есть собирательное название для людей. Мы, грачи, именуем вас «человечьим посмешищем».

    Наконец миф создает рамку всему рассказу, всей истории, всем обрывкам... Именно теперь (именно здесь) происходит сюжетный вираж, а «картинка» всего романа полностью собирается: все становится на свои места....
    История в истории об истории, а, по мнению грачей,


    у истории должен быть конец. В том числе у этой. И у всякой другой. У вашей тоже.
    3
    249