Рецензия на книгу
The Broken Girls
Simone St. James
Аноним1 апреля 2020 г.Преступление без наказания
Года два назад выходил у нас роман Рут Уэйр о плохих девочках из школы-интерната («Игра в ложь»). В книге Сент-Джеймс девочки хорошие. Просто у них проблемы.
Изначально роман обещал перспективы детективного развития аж в трех временных отрезках. Год 2014, где некая Маргарет Иден с сынком напару берется за реконструкцию старой школы девочек, а репортер Фиона собирается написать об этом материал для местной печати. Впрочем, у нее есть собственный интерес, который уводит нас в год 1994-ый. Тогда, двадцать лет назад была убита старшая сестра Фионы. Убийца сидит в тюрьме, но у нее есть ощущение, что там осталось много неясного. Наконец, 1950 год. Четыре подружки живут и учатся в не самом лучшем заведении штата и Америки, с бродящим то тут, то там призраком. Одна из подруг таинственно исчезает.
Далее становится ясно, что ничего такого особенного в 2014 году не произойдет. В этой временной ветке будут разбираться в том, что случилось ранее. По тому, что 1994 году не уделяют особых глав в романе, понимаешь, что и здесь ничего кардинально не изменится. На руках у читателя остается только 1950-й год, «сломанные девочки» и загадка исчезновения одной из них. Но с тех пор прошло 64 года, так что рассчитывать на то, что раскрытие старой тайны закончится справедливым возмездием, не приходится. Убийца уже наверняка наказан естественными причинами, если на него не свалился кирпич, конечно. Отпадает значимый момент любого детективного романа, когда все собираются в комнате и сыщик заявляет «Убийца – это ты!».
Более того, логика и мотив преступления очевидны ровно с того момента, как мы узнаем о военном прошлом одной из воспитанниц. Можно было бы покрутить с загадкой личности преступника, но Сент-Джеймс не стала с этим особо заморачиваться (хотя, разве не в этом смысл детектива?). Если раньше авторов критиковали за то, что у них убийца – дворецкий, то здесь убийцей оказывается «прохожий», то есть лицо, мелькающее даже не в эпизодах, а в толпе статистов, совсем далеко от камеры. Это, конечно, откровенный плевок в лицо читателю, пренебрежение основами жанра, где личность преступника также важна, как и жертвы, сыщика или подозреваемых. Кстати, о них. В данном романе они тоже отсутствуют. То есть нет привычной игры «догадайся сам», нет пространства для предположений о виновнике произошедшего преступления.
«Сломанные девочки» принадлежат к числу романов, которым симпатизируешь поначалу, потому что они крепко написаны и многое обещают, а потом понимаешь, что обещания сдержаны не будут. В романе нет ничего кроме крепко сбитых фраз и убедительной атмосферы. Но вообще-то я заказывал детектив, а не типовой роман о тайнах прошлого. В книге много готики, правдоподобного описания жизни школьных затворниц. Она представляет собой гимн девичьей дружбе, пронесенной сквозь года. Все это хорошо. Но какое это отношение имеет к детективу?
18618