Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Вокзал потерянных снов

Чайна Мьевиль

  • Аватар пользователя
    Аноним31 марта 2020 г.

    Нью-Кробюзон представлял собой гигантский рассадник заразы, зачумленный город. Он просто-таки кишел паразитами, бациллами и сплетнями

    Очень мерзко. Грязно. Хочется отряхнуться от этих грязных и неприятно обволакивающих слов.

    Да, я понимаю, что нет идеальных городов – в каждом есть тёмная, неприглядная сторона. Та изнанка, которую не покажут туристам, где живут бродяги, шлюхи, убийцы и прочие существа, опустившиеся на самое дно социума. Но не может же город быть настолько мерзким и отвратительным. Даже если описывается только его изнанка. Существа здесь наделены настолько гротескными и отвратительными чертами рода человеческого, что мозг просто не верит в их существование. Один, два, десяток – ещё куда ни шло, но большая часть города! Нет. Я осознаю, что тот мир построен на таких существах, что они являются основой – но это не тот мир, о котором хотелось бы читать. Подобное чтение лично мне не приносит ожидаемого удовольствия.

    Единственное, что меня действительно увлекло в книге – попытки Айзека, учёного и главного героя, вернуть искалеченному, ранее крылатому существу возможность самостоятельно летать. Всё. Только ради этого я и читала, продираясь сквозь потоки грязи и омерзения.

    Очень многословно и красочно (но, к сожалению, отнюдь не сочными и приятными красками) описывается город. Этого в тексте очень много. И, казалось бы, он должен возникнуть в воображении – пусть не одной цельной картиной, но крупными, пусть даже не связанными между собой кусками. Однако… я его не вижу. Абсолютно. Мелькают мутные, острые, облепленные тиной осколки, но они никак не связаны между собой. Да, часто встречаются одни и те же названию улиц, районов, заведений – но они не служат связующими нитями в картине города.

    Затронута интересная тема про зарождение самосознания искусственного интеллекта, но довольно топорно оформлена. Она не является главной, но можно же было красиво расписать, вывести в крупную линию повествования.

    Вводит в недоумение момент со множеством рас. Понимаю, если бы они активно участвовали в повествовании или были бы хоть немного раскрыты. Но нет, тут они просто мельком поминаются. Зачем? Это перегружает текст, заставляет застопориться и попытаться осмыслить, о ком сейчас идет речь.

    Главные герои книги как цельные, четко очерченные личности здесь не показаны. Они напоминают больше инфантильных, мечущихся подростков, которые никак не могут понять, что они хотят от этой жизни. Нет определенных жизненных ориентиров, личного мнения, осознанного мировоззрения.

    Неприятно было читать и про переделанных созданий. Некоторые были аналогичны киборгам, некоторые имели вживленные биологические части тел. На переделку уходили в основном осужденные, и здесь я не могу понять некоторую логику (если она есть). В чем смысл такого наказания и как определяется степень вины и дальнейших изменений? Очень смутно было показано, что и вор, и убийца могут получают равную меру наказания, схожие изменения.

    Несмотря на то, что я знала, что «Вокзал потерянных снов» - часть серии, мой мозг воспринимает эту книгу как отдельное законченное произведение с очень резким и невнятным финалом. Видимо потому, что в ближайшее время следующую часть я точно не осилю.

    Эти два слова – грязь и омерзение, - кажется, полностью определяют всю книгу. Но какое интригующее название… М-да. Я глубоко разочарована.

    7
    311