Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Грегор и код когтя

Сьюзен Коллинз

  • Аватар пользователя
    Аноним31 марта 2020 г.

    Flicker и кровавые слезы

    Это было ужасно. Ужасно скучно, однообразно и мрачно. Причем мрачность цикла о Подземье лишена романтики и, что наиболее грустно, смысла. Я сейчас говорю о том смысле, что должен быть донесен до юного читателя, которому и предназначались все эти истории. И дело тут не в том, что дети глупее взрослых, а в том, что Коллинз перегнула палку со своими "скрытыми" наставлениями. С каждой страницы на нас смотрит фальшь, многие герои вызывают чувства в диапазоне от раздражения до жгучей ненависти. Грегор совершенно лишен привлекательности как главный персонаж. На протяжении всех этих бесконечных приключений, я не переставала вспоминать экранизацию "Голодных игр". Подземье - это зеркальное отражение того жестокого мира. В нем убийство - это такое же будничное занятие, как и поход в ванну. Давайте же более подробно поговорим об этом.

    ***
    В конце "Смутного пророчества" (здесь и далее я опускаю имя Грегора в названии книг цикла) было представлено интервью с Коллинз, где она сообщила о неактуальности Страны Чудес Кэрролла (вот она, тявкает моська на слона). Это в совокупности с байками про канализацию под Нью-Йорком стало причиной появления на свет пяти книг о приключениях Грегора. У Подземья имеется своя история, рассказывающая, как в 17 веке Сандвич решил переселиться под землю со своими единомышленниками. Видите ли, он предрек гибель людей на поверхности планеты. Хотя по прошествии трех столетий вроде бы как армагеддон не состоялся. А вот в Подземье, что ни день, то борьба за выживание. Войны между подземными жителями не прекращаются, а гигантские животные, населяющие подземелья до прихода венца эволюции, прозвали последнего убийцей отнюдь не для красного словца. Чуть что не так, пришлые хватаются за меч. Чуть что не по нраву, начинают качать свои права, мифические, между прочим. Грегор и Люкса как раз такие, шумные, близорукие, эгоистичные. "Заткнись", "урод" и "прекрати" - вот самые любимые словечки Грегора. Таким должен быть главный герой детской книжки? Люкса ему не уступает. При малейшем неподчинении ее капризам готова ринуться в драку. Кроме битвы на мечах, любит также использовать моральное унижение. Такой должна быть королева, да? В общем, следить за тем, как эта парочка снова и снова ускользала от старухи с косой, было для меня сущим мучением. Столько действительно достойных людей и нелюдей погибло, а Грегор с Люксой словно гуси отряхнулись от воды и дальше топают. Несправедливо!!!
    -------------
    При этом топают они очень нудно. Большинство книг цикла построено по одному шаблону (и правда? зачем заморачиваться?). Вот, например, алгоритм первых трех:

    • Грегор спускается в ненавистное Подземье. Плюется. Сопровождающая его двухлетняя сестренка Босоножка радуется.
    • Подземные жители кланяются Грегору в ножки, потому что он Воин и спаситель всея Регалии (города людей в Подземье). Босоножке кланяются тараканы.
    • Викус, главный по миру в Регалии, знакомит Грегора с очередным пророчеством, пугает его до полусмерти, уверяет, будто тому не обязательно делать то, что там написано, но в итоге собирает экспедиционную группу строго по списку из пророчества.
    • Отряд существ (ясное дело, там не только люди) долго куда-то идет. Сталкивается с преградами, преодолевает их, "учится" принимать друг друга (хотя на деле всегда грызутся).
    • Крыс Живоглот (оле! оле-оле-оле! Живоглотик! Ты лучший!) рулит и спасает как можно больше незадачливых своих спутников. Но кто-то из самых адекватных все равно умирает страшной смертью. Истерика.
    • Все идет наперекосяк и совсем не так, как описывалось в пророчестве.
    • За пару часов герои преодолевают путь обратно.
    • Ура! Оказывается, мы неверно трактовали пророчество и все сделали правильно! Креветок всем в сливочном соусе!
    • Грегор возвращается в Наземье и клянется, что ни-ког-да больше не спустится в подземный мир.

    -------------
    Четвертая и пятая книги немного отклоняются от данного шаблона. К примеру, в четвертой части Грегор уже не плюется при возвращении в Подземье, наоборот, приходит сюда часто и с удовольствием. А в пятой к приключениям присоединяется вторая сестра мальчика, Лиззи. Именно она находит ключ к последнему пророчеству. Тем не менее, развязка остается неизменной:
    • Крыс Живоглот (оле! оле-оле-оле! Живоглотик! Ты лучший!) рулит и спасает как можно больше незадачливых своих спутников. Но кто-то из самых адекватных все равно умирает страшной смертью. Истерика.
    • Все идет наперекосяк и совсем не так, как описывалось в пророчестве.
    • За пару часов герои преодолевают путь обратно.
    • Ура! Оказывается, мы неверно трактовали пророчество и все сделали правильно! Креветок всем в сливочном соусе!
    >
    -------------
    Что касается самих приключений, то тут Коллинз не мудрствуя лукаво использовала для фундамента реальные исторические события. Присутствуют завуалированные описания истребления индейцев при завоевании Америки (просматривается еще в "Смутном пророчестве", но полностью разворачивается в "Проклятии теплокровных"), а также геноцид Второй Мировой войны (в "Тайном знаке"). Если таким образом автор хотела преподнести урок детям, то метод этот считаю провальным. О реальных событиях следует рассказывать, ссылаясь на реальные факты. Можно отвести детей в музей или дать почитать книгу, основанную на реальных событиях. Но, если читатель двенадцати лет познакомится с войной посредством фантастики, то, скорее всего, будет воспринимать ее как выдумку, которой она у Коллинз и является. Повторюсь, все ее слова пропитаны неискренностью, надуманностью. Даже когда описывается смерть близких Грегору или Люксе созданий, чувствуется лишь, как они переигрывают в своем горе, но нет сочувствия.

    18
    239