Рецензия на книгу
Похвальное слово Глупости (аудиокнига MP3)
Эразм Роттердамский
Аноним31 марта 2020 г.Одна из самых изящных по стилю изложения книг, визитная карточка автора и эпохи.
В ее основе лежит столько парадоксов, что она сама по себе парадокс и кладезь цитат. Классическое творение эпохи гуманизма. В этом произведении свободная человеческая мысль выходит из узких рамок протестантской ограниченности. Ее живое лукавство и непринужденность слога видны в каждой строке. В то же время, она избегает и раблезианской примитивности, внося в рассуждения о глупости здоровый дух иронии.
Автор произведения
Философ и педагог, сатирик и богослов, нидерландский писатель Эразм Роттердамский известен был современникам, прежде всего, как критик схоластической философии и противник фанатического отношения к религии. Он остается для многих автором одного произведения, а именно – «Похвалы глупости».
История создания книги
По словам самого Роттердамского, «эта безделица», а именно «Похвала глупости» была написана им от скуки, во многом импровизационна и небрежно исполнена. Покинув Италию в 1509 году, путешествуя по Англии, вспоминая молодость, наблюдая жизнь людей, автор остановился в доме своего друга Томаса Мора, где и создал «Морию» (обыгрывается имя друга).
Жанр «Похвалы»
Это сатира, написанная в форме «похвального слова», как дань традициям античности. Пародия, остроумная и тонкая, панегирик, скрывающий в себе язвительную правду.
Тематика произведения
Главная тема, красной нитью проходящая через все – тема Глупости, царящей над миром, жизнью и всеми ее благами. Она актуальна для произведений того времени (сатиры Брандта, Рабле). Жизненные наблюдения Эразма пропущены через сито античности. Автор называет глупцами и безумцами мудрецов и влюбленных. С другой стороны, из-за шутки часто выглядывает горечь правды. Например, вот здесь: «все делается дураками и среди дураков».
Главный герой: автор дает сатирический образ мудреца, средневекового схоласта с умным унылым видом и дремучей бородой. И его мудрость - это абсолютная глупость. Так через шутку проходит мысль: книжное знание, не связанное с живой жизнью – мертво, пусто.
Композиция книги:
• Большое вступление (Глупость представляется аудитории: «повсеместно раздался радостный, ликующий смех».)• Первая часть (власть Глупости на миром людей).
• Вторая часть: нюансов Глупости. Интересно, что Эразм Роттедамский не боится здесь критиковать даже пап и епископов.
• Часть третья: идеальная жизнь высшая форма блаженства вездесущей Глупости.
Выводы
Книга оказала большое влияние на развитие литературы своего времени. С одной стороны, она продолжала античные традиции, с другой стороны, была и остается кладезем мудрых мыслей тонкой иронии, удивительных для общей схоластичности и консерватизма того периода. Именно это и делает эту гениальную шутку выдающегося остроумца лучшим образчиком литературы гуманизма.
Можно с уверенностью сказать, что наиболее мудрые мысли произведения по-философски бессмертны и заслуживают детального изучения.
121,2K