Рецензия на книгу
Под сетью
Айрис Мёрдок
Аноним31 марта 2020 г.Мгновения которые проходят и обращаются в ничто
Одиночества встречаются, сталкиваются, схлестываются. Пытаются вырваться из накрывшей их цепи случайностей, нелепостей, совпадений. Но сеть возможно разорвать лишь ценой собственной, в осколки разлетевшейся жизни, потому что сеть - это и есть жизнь...
Повествование ведётся от лица молодого человека, Джейка Донахью, чей быт не обустроен, а жизнь неприкаянная. Он — переводчик художественной литературы, "талантлив, но ленив", как сам описывает себя, и не особо удачлив. Жизнь пробует его на прочность. Сначала он теряет бесплатное жильё и начинаются его мытарства в поисках собственного угла. Затем, страдая от безденежья и перебиваясь так называемой литературной подёнщиной, он какое-то время даже работает санитаром в больнице. При этом Джейк не теряет присутствия духа, не впадает в депрессивные настроения, не жалуется на жизнь, а лишь удивляется, почему всё не идёт так, как было задумано. Неожиданная встреча с Анной Квентин, девушкой, оставившей заметный след в душе Джейка, становится началом цепочки фантастических и авантюрных событий в его судьбе.
«Под сетью» (англ. Under the Net) — дебютный роман британской писательницы Айрис Мёрдок, написанный в 1954 году. Одно из самых известных и значительных произведений писательницы. Роман входит в сотню непревзойдённых романов (англ. All-time 100 novels), написанных на английском языке, по версии журнала Time.
Роман был создан в начале 1950-х годов, когда в британской литературе появились зачатки так называемой литературы «сердитых молодых людей». «Под сетью» сначала также причисляли к этому литературному течению, однако роману Айрис Мёрдок не были свойственны такие атрибуты сердитой литературы, как антигерой, социальный протест, и прочее (хотя в романе социальный протест все-же представлен: отдельная линия с Лефти - лидером радикальной политической партии которая устраивает митинги прямо на съёмках фильма). Роман скорее представляет собой некий симбиоз философского и авантюрного романа о "поисках себя" в этом мире молодого человека (что свойственно творчеству Мердок) - молодость в этом романе чувствуется на каждой странице: прекрасные описания прогулок по улицам Лондона и Парижа (Если вы, подобно мне, тонкий ценитель одиночества, рекомендую вам такой опыт: побыть одному в Париже четырнадцатого июля), поиски жилья, денег, отношения с бывшими людьми в своей жизни. Главный герой несмотря на сложность в отношениях с давней знакомой Анной, и таинственным богатым другом Хьюго (отношения с ним веют чем-то "сокровенным") - осознаёт и контролирует свои "жизненные возможности и принципы": он может отказаться от денег киностудий, и продолжать жить своей жизнью (Как рыба, спокойно плавающая в глубине, я ощущал со всех сторон надежное давление собственной жизни — рваной, бесславной и, судя по всему, бесцельной, но моей).
Название романа у Мёрдок толкуется как "хаос бытия" - затягивающий человека и подпитывающийся от взаимного непонимания, эгоцентризма и глухости людей к себе и окружающим. В шестой главе приводится отрывок из романа Джейка Донахью Молчальник, где есть строки, оканчивающиеся словами under the net: «Всякое теоретизирование — это бегство. Мы должны руководствоваться самой ситуацией, а каждая ситуация неповторима. В ней заключается нечто такое, к чему мы никогда не можем подойти вплотную, сколько бы ни пробовали описать это словами, сколько бы ни старались забраться под эту сеть».
Но лучше всего суть истории и свою жизнь объясняет в лёгкой и прекрасной манере (как и саму историю, несмотря на некоторые типичные атрибуты авантюрной истории) сам Джейк: "Работа и любовь, погоня за богатством и славой, поиски истины и сама истина — все состоит из мгновений, которые проходят и обращаются в ничто. Но сквозь эти бесчисленные «ничто» мы движемся вперед с той поразительной живучестью, которая создает наши непрочные пристанища в прошедшем и будущем".51,3K