Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Исповедь «неполноценного» человека

Осаму Дадзай

  • Аватар пользователя
    Аноним31 марта 2020 г.


    В так называемом «человеческом обществе», где я жил до сих пор как в преисподней, если и есть истина, то только одна: все проходит.

    Ёдзо поначалу мальчик, дальше юноша и в конце своей жизни уже взрослый мужчина, который с самого детства привык притворяться не тем, кем является. Делал он это по той причине, что понимал свою непохожесть на остальных и всегда боялся, как бы и другие не увидели того же. Живя в богатой семье он притворялся весельчаком, забавным малым — не особо умным и сообразительным, но тем, в ком нельзя заподозрить чужого.

    Ё-тян удалось создать себе образ и придерживаться его до самого финала, но он до того вжился в него, что в настоящего Ёдзо никто не верил, даже когда он приоткрывался перед людьми, крича им, кем является на самом деле.

    История эта несомненна печальна и трагична, причём не только для героя, но и для остальных людей, с которыми его свела судьба. В основном для женщин — кто-то из них закончил в реке, кто-то нёс груз чужой вины, другим же удалось «спастись».

    За время прочтения ни разу не возникла мысль, что герой неполноценен или жалок, что он недостоин жизни и ему правда легче просто покончить с собой, чтобы не поганить всё вокруг, потому что, несмотря на некую отстранённость от жизни, во многом он не отличался от обычных людей.

    Со страхами, непониманием себя и правил жизни, не способный отыскать путь, где ему наконец-то повезёт и всё пойдёт так, как нужно. Ёдзо повинен в своих бедах, это бесспорно, хотя бы из-за того, что он по-настоящему с ними не боролся, «сбрасывая» всё на неспособность сопротивляться чужим словам.

    Впрочем, в тексте проскальзывало несколько важных решений, которые дались ему не сразу и с трудом, но лишь одно из них было доведено до конца и не себе в угоду. Это я о том, как он ушёл от редактора и её маленькой дочки, осознав, что с ним они несчастливы и никогда не будут. Как по мне, самый смелый поступок героя, после которого отнестись к нему резко негативно не вышло бы. Но так как я никогда не испытывала к нему ненависти, это стало доказательством правильности собственного восприятия.

    Он понимал свою неполноценность, но не всегда признавал её, что опять же показывало его человечность. Мы постоянно ищем на кого сбросить часть или всю вину, не всегда сознательно, потому что так устроены, и герой ничем не отличается в этом. Совершая очередную ошибку, он думает, что повинен, но после в поле его зрения появляется кто-то иной и уверенность блекнет.

    А ещё там есть отличный последний диалог для тех, кто посчитал, что Ёдзо занимался самолюбованием и возносил себя выше остальных. Самоиронично со стороны автора написать об этом.

    Это уже не первый раз, когда читаю книгу и до конца первой части я не верила, что несколько лет назад смогла оценить её так же высоко, как и сейчас. В те времена мой взгляд на жизнь значительно отличался от теперешнего, но всё же некоторое никогда не меняется. И я всё ещё свято уверена, что люди прекрасны тем, что не идеальны, и право на жизнь имеют даже такие, как Ёдзо. Отстранённые, желающие отгородиться от общество и в то же самое время не покидающие его; странные и печальные, жалкие большую часть времени, но всё ещё способные на хорошие поступки, отринув эгоистичную часть себя.

    Не со всеми японскими авторами я на «одной волне», но Дадзай не перестаёт быть тем, с кем мне уютно, и это невзирая на безысходность в его работах. Что же, раз я подтвердила, что мнение за года не изменилось, теперь можно перечитать и остальное у него, пока я в «правильном настроении». Единственное, что расстраивает — книг в бумаге уже не отыскать. Жаль.

    84
    4,9K