Рецензия на книгу
Я все еще мечтаю о тебе...
Фэнни Флэгг
Landnamabok29 марта 2020 г.Танцуя фокстрот на палубе «Титаника»…
Эту историю с очень большими оговорками можно назвать пасхальной. Т.е., наверное, да, Пасха – один из многочисленных литературных якорей в этой книге. Но.
Всю книгу гг. собирается утопиться и атмосфера её восприятия жизни этому соответствует.Цвет её жизни, по мнению Мэгги – серый. А те несуразности, которые случаются, то с ней, то с её близкими, то с её фирмой, то с «Гребешком» - лишь отсрочка неизбежного. То, что должно произойти, произойдёт, рано или поздно.
Тщательная подготовка идеального суицида, спокойствие, с которым Мэгги приняла это и хладнокровие, с которым она подготавливается к воплощению своего плана говорит о потери смысла. Мэгги потеряла нить, которая привязывала её к жизни и не видит смысла эту нить искать.Это фон. При чём, фон абсолютно необычный для прозы Флэгг. Это первое, что меня удивило. А на этом фоне расцветают уникальные фишки Фэнни Флэгг – изумительный жизнерадостный лилипут Хейзел, которая уже несколько лет назад умерла, но держит своих в тонусе; уморительная история с Лероем, инфернально-абсурдно-комическая; скелет в шкафу; эти крутящиеся дервиши и много чего ещё… Количество стёкшихся обстоятельств на такой относительно небольшой объём реалистичного произведения просто зашкаливает, создавая ощущение полной достоверности. Как говорится в книге, история абсолютно нелепа, чтобы не быть правдой.
О важном. Хейзел – самый маленький директор риэлтерского агентства в США по мнению книги рекордов Гиннеса. Её не смущал её рост, это просто одно из проявлений её уникальности, она была невозможным оптимистом и ни когда не хандрила и не жалела себя, она приносила радость и помогала, она смогла сделать лихую карьеру, заработать кучу денег и из могилы позаботиться о своих подругах-сотрудницах. Впечатлило начало её карьеры – она лучше всех полола сорняки, потому что ближе любого обычного взрослого была к земле! Это неотвратимо круто, Фэнни – Вы волшебница. Хейзел делает эту историю и она же – один из главных персонажей книги, хоть и мёртвый.
То, что меня поразило. Меня поразил Чарльз Диккенс в книге. Его очень много, он размазан по роману. Но три важнейших диккенсовских якоря в этой истории, на мой взгляд – счастливый пенни, Эбенейзер Скрудж как образ Мэгги и «Тайна Эдвина Друда», метафорической ссылкой на которую является история Эдвины Крокер. Это «скелет в шкафу» в буквальном смысле – уникально нештампованный подход к самому ходовому литературному штампу. Очень лёгкий детективный амбрэ веет от этого рассказа в рассказе. Вообще вставная новелла о Крокерах придаёт эпический налёт роману.
Развязка истории – и опять я побеждён великой Фэнни. Т.е., ты знаешь, что хэппи-энд будет, да. Но, когда он происходит, ты к этому эпически не готов.
История для меня завершилась суицидом. Бах, какого …, Фэнни? А это сон, очень яркий и подробный. Полный сироп нежданного для бывших сотрудниц богатства, «Гребешок» - собственность Мэгги.И, когда мисс Алабама, хотя уже 40 лет как поздно, всё-таки выходит замуж за Чарльза и у неё появляются первые морщины, Чарльз начинает терять зрение и видит перед собой двадцатилетнюю красотку, которая только по чужому злому умыслу не стала «мисс Америкой». Это просто сбивает с ног. Ну, очевидно, будет не толерантно с моей стороны не упомянуть прекрасный образ афроамериканки Бренды. Упомянул.
Это любимейший мой роман любимейшего американского писателя, метафорически съедаю свою шляпу…
24609