Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Гении и аутсайдеры. Почему одним все, а другим ничего?

Малькольм Гладуэлл

  • Аватар пользователя
    Аноним28 марта 2020 г.

    Перечитывая книгу, был приятно удивлён, что она не разочаровала и во второй раз, как это произошло с книгой «Давид и Голиаф». Более того, я определённо занизил книгу оценку, когда в первый раз прочтя, поставил 3 звезды. Потому что главной причиной являлось то, что в книге «Начинай с малого. Научно доказанная система достижения больших целей» упоминается как раз Гладуэлл и эта самая книга с темой 10.000 часов и то, что Гладуэлл ошибочно интерпретировал данные. Так что, да, с темой про 10,000 часов, не всё так ясно и просто. Однако мы можем оставить её за скобками. К тому же, лично мне понравились некоторые другие идеи автора. Да и что-то мне подсказывает, что 10,000 часов не являются основополагающей темой. Да, автор пишет о важности тренировок, но мы знаем и так, что в мозгу происходят изменения с каждым разом, когда мы тренируем тот или иной навык. Т.е. «тропа» нейронов становится всё более протоптанной.
    Итак, автор пишет, в чём секрет успеха. И, согласно его взгляду, IQ не является основополагающем фактором в этом деле. Главным же является атмосфера, в которой воспитывался ребёнок, какие у него были родители и даже насколько он хорошо был обеспечен. Всё это играет большую роль, нежели интеллектуальные данные. Как я понимаю, мы не берём крайние случаи, мол, даже из идиота можно сделать управляющего. Нет, мы возьмём обычный случай, т.е. просто сообразительных детей и увидим, что изменяя окружающую обстановку, окружение в которой они воспитываются, один достигнет вершин в карьере, а другой, условно говоря, останется на дне. Причина этого проста: тогда как один ребёнок, например, Билл Гейтс, получает довольно серьёзные возможности (возможность исследовать компьютер, когда это мало кому доступно, а также посещать музеи с родителями, заниматься самообучением, когда наступают каникулы в школе), другой не получает фактически ничего. Как пишет автор, второй ребёнок оказывается перед телевизором, с ним никто не занимается, из-за чего полученные знания улетучиваются, в то время как с первым ребёнком ведут образовательную деятельность. В принципе, тут даже финансовые возможности (отсутствие необходимости работать) может существенно повлиять на получение знаний. Так же, как я понял автора, второй ребёнок может недополучить социальный капитал, т.е. умение обратиться к нужным людям правильно подобранными словами. И в качестве подтверждения своей теории автор приводит несколько историй с соответствующими итогами. Разумеется, это лишь истории, а не статистические данные и мы всегда можем найти историю, которая будет подтверждать нашу теорию. Но разумное зерно тут определённо есть. Не нужно быть гением, чтобы видеть, что в благополучных семьях дети чаще достигают, если не успеха, то прочных финансовых позиций, в то время как дети из гетто влачат довольно жалкое существование (или просто спиваются). В общем, первая половина книги, которая как раз и будет посвящена только этой теме, довольно интересная. Что ещё важно упомянуть, так это то, что тема «окружение критически влияет на нас, на наши мысли, действия и, в конце концов, на судьбу», не является чем-то новым, т.к. я уже несколько раз встречал подобные утверждения и даже видел её в довольно серьёзном учебном пособии по социальной психологии. Так что я бы не стал отмахиваться от идей автора.
    Следующая часть книги не произвела на меня большого впечатления и мне, по существу, было скучно. Автор пишет как будто о культурном коде, который въедается в человека и который может приводить к очень серьёзным последствиям. К примеру, свойство азиатов подчинятся старшим по званию. Или история двух американских семей устроивших вендетту. В общем, это не моё.
    Третий момент, это две последних главы, где автор будет тщательно рассматривать причины авиакатастроф, придя к выводу, что основной причиной является: (помимо чрезмерной усталости) ошибка, ошибка, ошибка, ещё одна ошибка и катастрофа. Т.е. что проблема не в какой-то одной ошибке, а в их серии (а также в усталости), т.е. что одна ошибка приводит ко второй, а вторая к третьей и так до трагического финала. Другими словами, не одна фатальная ошибка, а множество мелких ошибок. Ну, не знаю. Идея интересная, но очень уж автор сузил рассматриваемые примеры. А что в других отраслях? Так же?

    16
    1,9K