Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Children of Time

Адриан Чайковски

  • Аватар пользователя
    Balywa26 марта 2020 г.
    Видно, как ей это тяжело давалось, как сложно ей об этом думать и рассуждать, поэтому ее мысли на этот счет проникают в самое сердце, она искренна в своих словах и это чувствуется только в самом конце книги, именно в этой исповеди она открыла свое сердце, показала себя настоящей, чуть-чуть допустила своих поклонников в святая святых своей души, в которой живет музыка, ее любовь, ее страсть, страсть, которую она никогда не предаст.

    Знакомьтесь, доктор Аврана Керн - ученый, терраформатор, творец, царь и Бог во вверенной ей территории. Она создала этот мир и на безжизненной планете зародилась жизнь. Планета Керн, как она сама ее назвала, на момент начала романа находится в активной фазе терраформирования, насыщенный зеленый цвет ей придают растения, густо покрывающие ее поверхность, в установившейся атмосфере много кислорода, здесь много воды и богатый животный мир. Но Авране Керн этого мало. Она вознамерилась стать творцом, подобной Богу и населить планету не жалкими людишками, которые только и делают, что разрушают, но сенсационно новым видом разумных существ - разумными обезьянами. Она кичится своим творением, она гордится своим детищем и сама себе пишет хвалебные речи, сама себе поет победные песни, купается в своей гордыне, ведь она сделала то, чего не делал никто до нее. Казалось бы, зачем люди терраформируют планеты? На мой взгляд ответ очевиден, чтобы заселить их людьми, но в случае с Авраной Керн что-то пошло не так. И сам замысел с первых же строк, и речи полоумной Керн, казались мне слегка шизофреническими. Эта планета - игрушка? Ученые так развлекались? Брали необитаемый шарик и игрались с ним? Похоже, что так, потому что Аврана Керн талдычит одно: "я создала, я заселю, я великий Бог, я ..., я ..., я ..." И ни слова о практическом значении сего ее действа для человечества хотя бы в будущем. Только дифирамбы себе, и презрение к окружающим людишкам, будто все они не достойны даже одним воздухом с ней, великой и могучей, дышать. Ее план пошел по протореной для русского народа дорожке: "Хотела как лучше, получилось, как всегда". Вирус разумности полетел заселять планету Керн, а веселые обезьяны, те самые подопытные "кролики", отправились бороздить просторы Вселенной, поэтому тяжкую ношу обретения разума взяли на себя другие представители животного мира. А сама Богиня оказалась перед лицом "террористов", до которых, судя по всему, дошло, что они получат в итоге этого эксперимента и они решают дать задний ход происходящему. Но Керн уже не остановить, она берет все в свои руки, перебирается в наблюдательный модуль, взрывает корабль с террористами, делает свою цифровую копию и ложится спать на долгие века, а возможно навсегда, но читатель с ней еще встретится и не раз, ведь ему предстоит выслушать исповедь о любви и страсти, ее искренние порывы души, ее терзания и мучения.
    В романе две параллельные линии, которые время от времени должны бы пересекаться. Первая - эта планета Керн, ее обитатели и их эволюция, а вторая - люди на космическом корабле Гильгамеш, жалкие 500000 человек, находящиеся в стазисе, и команда корабля, обслуживающая и направляющая полет. Гильгамеш - это все, что осталось от земли, остатки человечества. Планета Керн это зачаток разума и цивилизации. Начало и конец, разум и деградация, наука и религия, все это тесным пучком переплетается и на корабле-путешественнике, и на новенькой зеленой планете. Между ними Аврана Керн - то, что их объединяет, то, что им мешает, тот камень преткновения, о который так или иначе каждый из них спотыкается.
    Планета Керн получила в свое распоряжение не то, на что рассчитывала ее основательница, но это и не люди. Несколько видов живых существ были подвержены заражению вирусом разумности. Под этой идеей автора, на мой взгляд, скрыта такая скользкая основа. На планете множество живых существ: бактерии, простейшие, насекомые, звери, птицы, водные обитатели, все, кроме человека. Разум должны были обрести только обезьяны, поэтому поясняется, что другие позвоночные невосприимчивы к вирусу, но все остальные вполне. Вирус собирались распылить в атмосфере и последними доставить на планету тех, кто должен был его подхватить. Бог с ними с обезьянами, улетели и улетели, не о том речь. Почему создатели вируса и идеи создания разумного существа из обезьяны не учли сразу присутствие на планете всех остальных? Так было надо автору? Почему не получили разум другие беспозвоночные или получили его в меньшем размере?
    На протяжении всего романа мы наблюдаем тщательно прописанный процесс эволюции разума. Интересно наблюдать за ростом и развитием, получивших разум, живых существ. Да, это не люди, и автор со знанием дела тщательно прописывает их строение, инстинкты, как биологического вида, но прослеживаются параллели. Перед взглядом читателя происходит полная эволюция разума - от дикого существа до обретения им сознания. Сначала это бесконечные битвы за территорию и господство среди существ низшего порядка, но постепенно эволюция приводит к тому, что наши разумники начинают путь от веры к знаниям. Здесь много размышлений о религии, о месте человека во Вселенной. Обратное происходит с людьми на космическом корабле. Искренне жаль было остатки людей, мотающихся по бескрайним просторам космоса, наблюдать за их деградацией тоже печально.


    Люди, родившиеся на корабле, дети «Гильгамеша». Все эти гладкие речи, костюмы, напускная компетентность - это все игра. Они просто обезьяны, подражающие своим давно исчезнувшим образцам.

    Особенно тяжело было отслеживать смену времени, немного мутно написано, то тысячелетия прошли, то в следующем абзаце уже столетия. Мой внутренний хронограф сбоил, читая главы о планете и о полете в космосе.


    …кто его знает какой сейчас год

    Интересна мысль о загрузке сознания человека в компьютер для получения мнимого бессмертия. Будто следующий уровень разумности. Тоже своего рода вирус, которому подвергают себя избранные среди людей, чтобы сохранить себя для потомства, хотя на самом деле скорее всего просто из страха смерти.
    Книгу читать тяжело. Много специальных слов, очень просто запутаться во времени, да и в пространстве тоже, в терминах, если нет общего представления о строении различных животных. Местами было скучно. Особенно это касалось раннего этапа развития разумных существ, что я сочла достоинством данной книги. На мой взгляд, это тоже говорит о зрелости разума: либо это бездумное выживание на инстинктах (оно воспринимается именно таким и оттого скучно и пресно), либо это сложно построенные сообщества и города, развитие науки и техники (что более интересно выглядит лично для меня). Также текст воспринимается суховато, как слишком научный, хотя есть здесь место и чисто художественному вымыслу: любви, и смерти, старости, взаимоотношениям людей и не людей, их страхам, описаниям природы, которые хоть скудны, но присутствуют. В целом, книга мне понравилась. Жду экранизацию.

    56
    1,5K