Рецензия на книгу
The Kingdom of Copper
Шеннон А. Чакраборти
Аноним24 марта 2020 г.Все становится только хуже
Несмотря на мои надежды, во второй части трилогии всё стало только мрачнее и безнадежней. Жизнь в мире джиннов, даром что этот мир нашпигован волшебством (да и нашпигован ли? мне вот очень не хватило волшебных сил, которые были у Афшина в первой книге, а тут вся магия ушла на странные заболевания джиннов, связь Нари с дворцом и чуднЫе кулинарные изыски и яды), оказывается очень похожа на мир людей. Те же жажда власти, затаенные на столетия планы мести, те же ошибки и неумение видеть всю картину в целом. Спустя 5 лет с описываемых в первой книге событий, мы снова видим наших героев, немного повзрослевших, набравшихся опыта, научившихся жить в сложившихся обстоятельствах. Теперь повествование ведётся от трёх лиц: Нари, которая в целом неплохо справилась с событиями прошлого, она с головой ушла в свои способности, вышла замуж за нелюбимого и нелюбящего ее эмира, но как практичный человек, не делает из этого трагедии, проникается (хотя бы внешне) духом своего племени, добра (хотя и привычно эгоистична), любознательна, и хотя скучает по своей прежней человеческой жизни и Каиру, но в целом устанавливает связь с миром и жителями магического города. Правила игры она усвоила: где нужно -промолчит, где можно - покомандует. С середины книги у нее появляется мечта, ради которой она снова начинает бороться с обстоятельствами и решается на дерзкое противостояние. К ней возвращается жажда действия, которая угасла после смерти Афшина. Она собралась внутренне и решила жить дальше. Создатель, воистину, наградил ее умением не рефлексировать. Если пользы в чувстве нет, то она выкидывает его из головы. Вот только я не могу понять ее непоследовательности в отношениях. Она словно не определилась со своей стороной, или пытается быть на всех сторонах сразу. В сцене брачной ночи она начинает с мыслей о том, чтобы зарезать Мунтадира осколком бутылки, и уже через час у неё затеплилась надежда на нормальные отношения. Когда Али появляется в ее саду она готова убить его, через неделю спасает ему жизнь, ещё через неделю доверяет ему воплотить в жизнь ее мечту и называет партнером. Мунтадир унизил ее оскорбительным отказом отправиться с ней в храм, тем самым поставив под угрозу реализацию жизненно важного проекта, и через 5 месяцев она снова готова с ним туда ехать и помириться. Мужчину, которого она любила и по которому страдала 5 лет, при встрече попыталась убить и тут же выкинула это событие из головы, чтобы не отвлекало от насущных задач по спасению печати. Кроме того, поражает ее удивительное нелюбопытство в некоторых очень важных вопросах, ведь имея отменные источники информации, она так и не поинтересовалась ни судьбой своей семьи при дворе Гасана, ни тем, что случилось с Дарой в его жизни до рабства (очень удобно приняв версию, рассказанную Гасаном), ни тем как Нахиды освобождали из рабства джиннов. А ведь автор рисует нам главную героиню как любознательную и очень настойчивую в своих поисках.
Принц Ализейд, изгнанный из города в пустыни Аравии, отвергнутый своей царственной семьей, преданность которой в их племени ценится крайне высоко, не раз спасавшийся от наемных убийц. Он тоже нашёл своё место под солнцем и занят трудом во благо душ и тел его новых друзей и соседей. Если бы все так и осталось... но нет... Ну, и Афшин. Его жизнью снова распорядились по своему усмотрению. Такое оружие, пропитанное невозможной преданностью тому миру, которому он принадлежал, просто не может не быть использовано. То, что должно было оказаться чудесным воскрешением, на поверку вышло очередной пыткой для этого несчастного парня. Подумать только, он два года потратил на то, чтобы научиться возвращаться в свой привычный облик из ненавистного ему нового. И упорно использовал его, хотя при переходах испытывал физические страдания, но не желал быть тем, кем его сделали. Молча, без нытья, просто боясь, что его лишат этой возможности. Его часть повествования делает историю трагичной. Находящийся в конфликте с собой и не имеющий возможности разрушить оковы долга и надежды на возрождение его народа в прежнем статусе, он готов обреченно жертвовать собой. Вся глубина его драмы, на которую в первой книге были лишь неясные намеки, начинает проявляться с ужасающей безнадежностью. Возможно, единственное, что у него осталось только для него самого - чувства к Нари.
В темноте своего сознания он стал грезить о потерянном городе. Где он делил трапезу и смех со своими афшинскими кузенами между тренировками. Проводил праздники с сестрой, наслаждался любимыми блюдами, которые готовили мама и тети. Он мчался на лошади по равнине за рекой Гозан со своими ближайшими спутниками, а в ушах свистел ветер. Ни один дэв из его воспоминаний не пережил осаду Дэвабада. Он направил волшебство на тоску в своем сердце, на боль, которая, как он понимал, всегда останется с ним.Появляются и другие игроки, которые в нашей истории делают крупные ставки: Нахида, невероятно могущественная, жаждущая реванша и готовая пойти на любые крайние меры, поскольку второго шанса у неё уже не будет. Ифриты, которые играют свою партию и преследуют свои цели. Мариды, которые знают намного больше, чем говорят. В итоге все вместе опять в концовке оказываются в Дэвабаде, но по разные стороны. И тут Нари начинает метаться. С одной стороны, ей претит любая жестокость, с другой, она согласна поучаствовать в нескольких убийствах, включая дэва, которого она, по всем признакам, ещё не совсем забыла. И все выглядят убедительными и хотят справедливости, каждый -своей. Ну, и заканчивается все как автор любит- пониманием, что это все была только присказка, а настоящие страсти нас ждут впереди, в заключительной части трилогии. Так что ждём-с.
Из минусов: Не нравится вектор развития отношений Нари - Али. Если бы они остались друзьями, все было бы намного интереснее. К тому же две пары Нахид- Кахтани это так сказочно хорошо, что аж приторно. Видно, что автору тяжко даются некоторые моменты, связанные с магией, например, описания волшебных заболеваний джиннов выглядят по-детски. Излишней и вымученной кажется сцена между Али и Мунтадиром на арене во время празднования Навасатема (новый век летоисчисления). Автор явно пыталась придать запредельности их взаимной ненависти, как-то избыточно уже, все было и так понятно (хотя через несколько часов их ненависть испарилась и вот перед нами уже любящие братья, готовые погибнуть друг за друга). Непонятно искреннее возмущение Али по поводу брака его сестры по политическим мотивам, хотя аналогичный брак брата и Нари у него возмущения не вызывал. Бестолково выписан характер Джамшида, который совершил попытку убийства, не особо раздумывая, но даже обьяснить толком не может чем именно ему этот джинн не угодил. В общем, пока совершенно невнятный персонаж, который мечтал быть как Дара, но пошёл служить Гезири и полностью растворился в Мунтадире. Убедительность некоторых персонажей стала не такой исчерпывающей как в первой книге, но уважение вызывает верность, добытые тяжелым трудом знания, искренние и смелые стремления найти правильный путь.
Надо отметить, что перевод этой книги явно был выполнен в спешке и без привязки к стилю первого произведения, отсюда часто попадающиеся неуместные скауты, брюки, мундиры и пр., да и в целом работа требует редакторской вычитки. Книга вышла на мой взгляд послабее первой, но она разгоночная перед финалом, так что простим ей все минусы в надежде на убедительное завершение истории.
В какой-то эмоциональной агонии жду заключительную часть трилогии. Понимаю, что она будет для меня heartbreaking, так как автор не любит и не щадит героя, к которому я испытываю физически ощутимое сострадание (уже очень давно не встречала настолько трагичного образа). Она придумает для него ещё больше самых изощренных мук. Но мне просто необходимо знать все тайны, которые затягивали меня в этот мир на протяжении двух первых произведений. Неужели автор знает как распутать такой бурлящий клубок векового непонимания и ненависти, который пока не придумали как распутать в реальности?
Как же хочется вернуть все вспять, чтобы все опять было как в первой части первой книги. Когда я еще не знала, что автор уже обрекла своих героев, и меня с ними заодно...
P.S. Интересно, главные герои, устроившие фееричный побег в конце книги, поймут, что захват города спас от смерти Ализейда, Нари и Джимшида как минимум? что врагам своим они обязаны спасением? и что сами были на грани такого же кровавого конфликта, не помешай им вторжение?
PP.SS. Страшно жаль Низрин. Она была из тех олдскульных дэвов, которые составляют каркас нации, религиозный, традиционный, культурный. Уверенная в своих убеждениях, не рефлексирующая, любящая Нари, но требовательная к ней, как и себе. И в Даре она была уверена больше, чем мечущаяся Нари, даже когда Джамшид был в тяжелейшем состоянии. Эх, какая потеря. Жаль, что Нари стала ценить ее лишь под самый конец.51,6K