Рецензия на книгу
Вечный зов. Части 1 - 3
Анатолий Иванов
Аноним21 марта 2020 г.Когда ожидаешь исторический эпос, а получаешь Санта-Барбару.
[Рецензия для первого тома]
В различных аннотациях к этой книге говорится о широком историческом полотне на первую половину ХХ века, три войны, революции и прочее. Возможно по этой причине были ожидания на некую монументальность произведения, в духе "Войны и мира" или "Тихого дона". Был настрой увидеть события революций 1905 и 1917 годов, описания противоречий, раздиравших общество накануне революций, причин ненависти и ожесточения гражданской войны, события самой Гражданской, Первой мировой и Великой Отечественной.
Что имеем по факту?
Революция 1905 - пара упоминаний в контексте других событий и всё.
Революция 1917 - ноль, ничего. Вот кулак Кафтанов пьянствует в своем поместье и вот он уже во главе кулацкой банды, разгоняет местные советы.
Общественные противоречия вызвавшие революцию, причины народного ожесточения - ну, если зачесть того же кулака Кафтанова, то можно сказать, что тема немножко освещена. Но всё же как-то не то. Он конечно показан отъявленным мироедом, но акцент как будто на то, что весь вопрос лично и индивидуально в Кафтанове, а не в "кафтановской" системе организации общества. Хорошим противопоставлением, где прямо чувствуется почему всё "рвануло" будет например - «Новые времена, новые заботы» Глеб Успенский
Первая мировая война - отсутствует в книге как класс.
Гражданская война - очень мало и очень маломасштабно. Комдив Чапаев, Первая конная, оборона Царицына - ничего такого здесь не будет. Будет небольшой эпизод при участии кулацкой банды, колчаковского карательного отряда и группы партизан, и всё.
Великая Отечественная - один короткий эпизод начала войны. С немцами поголовно вооруженными автоматами. Сцена явно перекочевавшая из кинематографа, где очень любят цепи немцев с автоматами от бедра. Раньше наверно добавляло ощущения опасности, но сегодня добавляет ощущения печальки. Нынче интернет на дворе... в основном все уже знают, что автомат у немцев хорошо если один на пехотное отделение был, а советская промышленность дала автоматов в шесть раз больше немецкой.
Тяжести и невзгоды при эвакуации промышленности - а вот это изображено очень хорошо и подробно, прямо потеешь от груза проблем вместе с героями.
Ещё, раз уж у нас деревенский эпос, была надежда увидеть хорошо прорисованный быт и всякого рода весёлую манеру речи, в духе Пантелея Прокофьевича из «Тихий Дон» Михаил Шолохов
"Свахой ехала двоюродная сестра Ильиничны, жох-баба, вдовая тетка Василиса. Она первая угнездилась в бричке, вертя круглой, как речной голыш, головой, посмеиваясь, из-под оборки губ показывая кривые черные зубы.
– Ты, Васенка, там-то не скалься, – предупредил ее Пантелей Прокофьевич, – могешь все дело испакостить через свою пасть… Зубы-то у тебя пьяные посажены в рот: один туда кривится, другой совсем наоборот даже…"Но нет, либо у Иванова не получилось, либо дед Пантелей на столько эпичен, что после него уже ничего не впечатляет.
Что же имеем за счёт сэкономленного объема? Мелодраму. Много мелодрамы. И знаете что? Она прикольная!
Я в общем-то мелодрам и любовных романов не читаю и темой не интересуюсь, а тут оно внезапно само, из под обёртки исторической эпопеи материализовалось и так же внезапно понравилось.
Все ветви Санта-Барбр читаются довольно бодренько.
Что не понравилось.
Националистические нотки в романе. Типа таких:
я — русский, и мне ненавистна даже мысль, что русскую землю будут топтать чужеземцы… И, кроме того, я уверен: немцам, фашистской Германии, никогда не одолеть Россию. И — никому не одолеть.Применительно к войне СССР и Германии - конечно будет правильно СССР поддержать (но не потому что русские и немцы, а потому, что фашисты и социалисты). Будь, например, Гитлер хоть трижды русским, поддерживать его из за этого обстоятельства никакого резона не просматривается от слова совсем. Но в книге как будто обобщение какое-то. При этом не поясняется, а если в России будет капитализм или его крайнее проявление - фашизм, тоже надо быть таким вот патриотичным? Понятно, что автор не ожидал, что мы в будущем в эту сторону поедем. А вот поехали. Автор вот царской, сословной России, патриотизма не уделяет, а совсем даже наоборот. Оно и понятно. А вот у нас сейчас, в России-то, опять сословное деление намечается. Как же быть? И где тут рассмотреть идеи интернационализма и уничтожения вообще всех государственных границ? Как-то не по-советски вроде бы получается, а в советской литературе хочется видеть прогрессивные идеи. Придётся подскинуть балл. А была бы пятерочка.
123K