Рецензия на книгу
The Decagon House Murders
Юкито Аяцудзи
Аноним21 марта 2020 г.Проблема всех этих хонкаку-детективов в том, что они очень уж затягивающие. По крайне мере, для меня. Прошлось ждать несколько дней, пока не сложится ситуация «а завтра выходной, и вставать никуда не нужно». Ибо я себя знаю: стоит открыть первую страницу книги, вынырну я из неё ближе к пяти утра.
Так и вышло с «Убийствами в десятиугольном доме» , правда, вынырнула всего лишь в три, и то потому, что книга просто оказалась короче по сравнению с остальными в серии.
В аннотациях к книгам Содзи Симада (предыдущими в серии) говорилось, что термин «хонкаку» подразумевает участие читателя в расследовании. Для вдумчивого чтения по тексту разбросаны подсказки, поэтому легко догадаться, кто убийца, одновременно с героями книг. И Симада на это прямо напирает в своих отступлениях от сюжета. В предисловии к «Убийствам» определение хонкаку изменили, мол, это просто классический детектив в классическом антураже со своими законами. Главный их которых — и это не спойлер, а часть аннотации и часть предисловия — все умрут.
И это прекрасно. Прекрасно, что пыль в глаза читателя начинают пускать ещё до начала книги. Как оказалось, задачей Юкито Аяцудзи , кроме создания хорошего детектива, было максимально запутать читателя, чтобы до самого конца не появилось даже намёка о разгадке, эдакий антихонкаку. Он добавляет в текст различные отвлекающие факторы: странное строение дома, загадка предыдущей трагедии, фокусы, чашечки, таблички с иероглифами… Читатель не успевает сосредоточиться на одной версии, зацепиться мыслью за, казалось бы, авторский намёк, как ему вываливают ещё несколько по всем фронтам. Даже та фишка, которую я в начале приняла за реверанс в сторону западного читателя, сыграла свою роль. Что ж поделать, если героев книги много, а запоминать и различать японские имена не-японцу сложно, поэтому давайте поработаем с кличками.
По сути, в книге два расследования. Семеро студентов оправляются на отдых во время весенних каникул. Когда-то на уединенном острове произошло массовое убийство и пожар, не разгаданные полицией до сих пор. По руинам пожарища бродит неупокоенный призрак, притапливая судёнышки рыбаков, где-то валяется отрубленная рука одной из жертв. Связи нет, лодки нет. Так себе антураж, но ребятам из Клуба детективов должно понравится. Добавим ещё и угрозы убийством для полноты картины. В это же время несколько человек получают письма с обвинениями в смерти девушки… Девушка действительно умерла, и никакой загадки в этом нет. Но вот то, что письмо написано мёртвым человеком, наставляет адресатов занервничать. Обе линии идут параллельно, и то, что читатель наблюдает за обеими, никак не уменьшает количество тумана над именем убийцы. Наоборот, именно благодаря двум направлениям расследования детектив получился настолько толковым. То, как удалось скрутить интригу, меня впечатлило.
Мне не особо понравилось, как автор поработал над образами студентов. Герои одинаковые, как бы Аяцудзи не старался придать им хоть какие-то характерные черты. Несмотря на то, что этот в очках, тот в зелёном свитере, а этот курит только такие вот сигареты, все они довольно унылые и плоские. Ну и обезличивание с помощью кличек сыграло в этом не последнюю роль. С девушками совсем всё печально: первая пухлая и молчит, вторая варит кофе и пользуется розовой помадой.
В то же время герои, оставшиеся на большой земле, описаны вполне колоритно. Там не понадобилось постоянное тыканье в цвет рубашки или марку сигарет для того, чтобы придать персонажам живость и жизнеспособность.
А вот с мотивацией, на мой взгляд, всё плохо. Объяснить своё мнение без злостного спойлера не выйдет, поэтому просто скажу: чушь. И очень некрасиво со стороны автора пытаться сыграть на сочувствии. Отсюда и некоторое разочарование в эпилоге — нет ощущения торжества справедливости. Просто так сложились обстоятельства…
14608