Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Белое на черном

Рубен Гальего

  • Аватар пользователя
    Аноним21 марта 2020 г.

    Когда Катя уходит на работу, я остаюсь один на один с очаровательнейшей из женщин. Мы с Катей живем в одной квартире с ее бабушкой.

    Она заходит в мою комнату, садится напротив:

    – Ну че, когда сдохнешь?

    – Что вы, – отвечаю я, – когда надо, тогда и сдохну. Вы вот тоже уже не молоденькая. Или вы вечно жить собираетесь?


    Самых противоречивых мнений об этой книге я наслушалась еще задолго до того, как собралась к ней приступить. Каждый второй писал, что автор выжимает у читателя слезу, играет на чувствах. Каждый третий бросался с кулаками защищать честь Гальего и кричал, что писать о таком нужно, просто необходимо, и ну и не читайте, раз такие нежные.
    И я приготовилась плакать, но это мне не пригодилось. Вместо слез я заразилась от автора его злостью. Здоровой такой злостью и очень правильной. Так что третьи мне всё-таки ближе.

    Если начать с названия, то "Белое на черном" мне кажется куда более подходящим, чем "Черным по белому". Второй вариант, видимо, должен был намекать на абсолютную честность и искренность в описании того кромешного ада, который взрастил автора. Но "белое на черном" даёт надежду, говорит о том, что даже в этом кошмаре были светлые моменты, добрые люди, которых автор помнит, которым он благодарен. Но эти белые пятна, к сожалению, очень редки.

    Рубен Гонсалес Гальего - пациент с тяжелой формой ДЦП, вырос в специализированных детских учреждениях СССР, да еще и совсем захолустных. Жуткие истории о детдомах рассказывают и здоровые воспитанники, а отношение к инвалидам, которые в элементарных вопросах не могут себя обслужить, и того хуже. Автор очень сильно, с помощью метких зарисовок, рассказывает об учителях, нянечках и воспитателях, которым не то что с детьми, но и вообще с людьми работать нельзя. О людях, чьи глупость и жажда самоутверждения очевидны даже детям, и которые по ужасному стечению обстоятельств имеют над этими детьми практически неограниченную власть.

    Книга совсем небольшая, очень яркая, жесткая и неистовая. Её невозможно отложить, она прожигает насквозь. Гальего обличает, кричит о том, что все мы и так давно знали, но обходили стороной. Он пишет - и пишет прекрасно - об абсурдных правилах, о какой-то показательной, вселенской несправедливости, о ежедневном унижении человеческого достоинства. И, конечно, о советской пропаганде, когда любая, даже самая нейтральная статья из американской газеты о помощи рабочим оборачивалась в устах педагогов страшилкой с рефреном "мы - молодцы, а у них там - ад" (с тех пор мало что изменилось).

    Единственным минусом книги мне видится её отрывочность и отсутствие самой истории главного персонажа - он же автор. Как он попал в детдом, откуда у него такая экзотическая внешность, как он адаптировался в миру - об этом ни слова. И в сети информация какая-то противоречивая. Из справки об авторе на лл я поняла, что родители Рубена просто бросили, когда поняли, что ребёнок болен. В Википедии сказано, что матери сообщили о его смерти. В любом случае я всю книгу задавалась вопросом, как можно не просто бросить ребёнка, а обречь его на существование в советском госучреждении, совершенно беспомощного. Человека, у которого твои глаза, твои черты, в болезни которого ты, скорее всего, сам и виноват... Когда ты не доедаешь последний кусок хлеба, а имеешь вполне благополучную семью... Да это ещё страшнее, чем все эти нянечки, неадекватные, но чужие. Удивительно, откуда столько силы и жажды жизни в человеке, которого предали ещё при рождении. Замечательная книга, читать всем.

    15
    1K