Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Долгая дорога в дюнах

Олег Руднев

  • Аватар пользователя
    mariya_mani19 марта 2020 г.

    Я эту книгу люблю, за всё, что в ней есть, за её мудрость и шум моря, за крики чаек, за янтарь, которым плачут слёзы. За песок на берегу, за всё, что в ней есть.
    Читала и перечитывала её не один раз, и каждый раз замечала, что книга раскрывается всё глубже и глубже, полнее и шире. Многое из неё я помню наизусть.

    А вот сейчас я посмотрела фильм и словно... книжные страницы ожили, стали ещё ближе, чем были когда-то... годы назад. И задумалась, что же человеку нужно для счастья, как и вообще - что же такое счастье? Рихарх Лосберг в конце фильма говорит Марте, что для счастья (мне запомнилось так) необходимы две вещи:


    Родина и любовь, а он этого не понимал раньше.

    Родина - да, он живёт в Германии, промышленник, у него жена и две дочери, а любовь? Есть ли она у него? Да, ему хорошо живётся, он доволен. Но любит ли свою семью? Помню, когда читала книгу, мне тогда показалось, что может быть и любит, но не так, как когда (и навсегда) любит Марту.

    А Марта? Очень ведь неоднозначный персонаж. Как и многие другие в этой книге. Счастлива ли она? Любит ли? Артура - да, сына тоже, и Родину. Но не хватает чего-то... малости небольшой, чтобы паззл стал целым, единой картиной, которую можно повесть в рамку на стену или поставить на рабочем столе. Я не знаю, как относится к этой героине. Осуждать или говорить, что она была неправа - не могу, я никогда не была, и, надеюсь, не буду на её месте, как и никому не желаю оказаться на её месте, чтобы пережить столько, сколько выпало на её долю.

    Петерс, Озолс, Эрна, Бирута, Зигис, Лаймон - о каждом хочется рассказать и найти в них что-то... чего я ещё не знаю, и не замечаю, но за что люблю. А я люблю их... таких разных, непохожих, страшных в своей человечности или бесчеловечности. Всех. Каждого. Сильных, слабых, злодеев и хороших, так себе и отличных.

    В этом, наверное, и заключается мастерство автора, сумевшего сделать свих героев не просто портретами эпохи, ушедшей или современной ему, а написать их так, что герои киноромана кажутся наши современниками, и не важно, что жили они давно или их создало воображение автора. Характеры, поступки, мысли, слова героев книги врезаются в память, всплывают слова из разговоров, из продуманных ими мыслей и нет в книге ни одной пустой или напрасной фразы.

    22
    1,9K