Рецензия на книгу
Подросток
Фёдор Достоевский
Аноним20 декабря 2011 г.Как-то даже неловко ставить оценку Достоевскому. И дело не в том, что он "классик русской литературы", "великий писатель" и проч. и проч. Просто для меня он не поддаётся никаким оценкам. Его стиль, манера письма, слог - они поистине магические. Под эту магию я попала уже давно, и было время – запоем читала его романы. Но вот "Подросток" по неизвестным причинам прошёл мимо. Я решила восполнить пробел и снова встретиться с писателем, который когда-то стал для меня любимым.
Достоевского я не читала лет 7 точно. И вот я беру в руки том из собрания сочинений и начинаю читать... О, как же я его узнаю – его и правда не спутаешь ни с кем другим, настолько он самобытен. Построение предложений и фраз, герои, слова, которые они произносят, - это всё он, Достоевский. Но... Примерно на 150 странице я поняла, что больше не могу. Окончательно запутавшись в именах-фамилиях героев и хитросплетениях сюжета, да ещё и уловив неизбежные флюиды политических споров, я заскучала и совсем уж было решила отложить книгу до лучших времён. И вот тут моё упорство в очередной раз сослужило мне хорошую службу. "Нет, всё-таки я попытаюсь, - подумала я. - Ну, хотя бы до середины!" И попыталась! Да не только попыталась и не только до середины, а до конца и с огромным удовольствием. Случилось то, чего я так ждала от этой встречи – магия Достоевского подействовала.
Рассказывать о сюжете и героях я не буду, да и не вижу в этом смысла. Скажу только, что роман очень динамичный (впрочем, как и другие романы Достоевского) – автор увлекает читателя всё дальше и дальше, вставляя в текст множественные намёки на события, которые произойдут дальше – на следующей странице, в другой главе или совсем в конце книги. И ты перелистываешь страницу за страницей, погружаясь в бездну чувств и хаос мыслей, предчувствуя неизбежность трагедии и желая поскорее дойти до самой сути, истины, точки.
Герои Достоевского, как всегда, - живы, ярки, самобытны. Присущая его романам многоголосица в полной мере выражена и здесь: каждый герой говорит по-своему, с характерными только для него манерой и словечками. Любого героя узнаёшь уже по первым словам его речи. Вот, пожалуй, именно этого мне так не хватает в современной литературе. Сейчас по большей части герои говорят практически одинаково, а ведь так не бывает: возраст, образование, социальное положение – всё это накладывает отпечаток на речь человека. Достоевский – великий психолог – конечно же, об этом знал.
Главный герой романа поначалу вызывал у меня сильное раздражение. Я вообще не люблю фанатиков чего бы то ни было. А здесь, в образе главного героя, я видела лишь идею, доведённую до крайности, до сумасшествия, до того, что вся жизнь - уже и не жизнь вовсе, а лишь тупое следование придуманным принципам, проверка себя на прочность. Зачем? Для чего? Кому обязательно нужно что-то доказывать? Но чем дальше, тем меньше проявлялось моё раздражение, а ближе к концу мне стало жаль этого мальчика. Как он боится быть смешным! Как он боится поддаться чувствам! Как он боится полюбить, проявить или показать свою любовь. И как же он хочет, чтобы любили его! Ведь, в сущности, все его беды и трагедии только от этого – его недолюбили в детстве, а ему так хочется любви, ведь он хороший, его действительно есть, за что полюбить, и его обязательно полюбят. Но это, по словам Достоевского, уже совсем другая история.
А история, рассказанная в "Подростке", окончена. Я очень рада, что встреча с позабытым, но всё ещё любимым автором всё-таки состоялась. Остаётся только надеяться, что у меня впереди ещё много таких встреч, которые подарят мне новые чувства, новые мысли, новые открытия.25172