Рецензия на книгу
Mrs. Dalloway
Virginia Woolf
Аноним18 марта 2020 г.Поэтичная абстрактная волна.
Эта книга очень поэтична и лирична.Это не плюс и не минус,просто факт.Она схожа со стихотворением,а я не фанат поэзии,так что её форма мне не особо зашла.Вместо образности и кинематографичности здесь удачно подобранные слова,их сочетания и обороты речи.Вместо красоты описания-красота звучания(правда,как и в любом стихотворении,красота эта на любителя;мне лично не очень понравилось).Вообще заметно,что самое главное здесь форма,оригинальность,новизна,красота,эстетика.
Воссоздана атмосфера свежего утра начала лета,прозрачного лёгкого воздуха,лазурного высокого неба,изящных шляпок и белых перчаток,аромата зеленых сочных лугов,только-только сорванных и тут же привезенных в магазин цветов:душистого горошка,шпорника,далии,ночной капусты,как бы странно это не звучало.Слышится звук благовоспитанного воскресного крокета,бамбинтона,молодого смеха,автомобильных шин,скрипа пролетки,цоканья каблуков и туфелек,шуршания платьев,лепета маленьких детей.И,самое главное,отбивающего ритм(дня,романа,жизни) Биг-Бена,часов,звук которых то успокаивает(всё привычно,плавно,как надо),то нервирует,подгоняет,заставляет паниковать,бежать за ушедшим временем.Мне кажется,надо было всё же назвать это произведение «Часы»,как было задумано изначально.
Эта книга напоминает волну.Её настроение,темп:то ждёшь и ждёшь,стараешься не шелохнуться,а она медленно отливает,отбирает песок из-под стоп,заставляя либо напрячься,чтобы не потерять линию,либо просто отдаться воде,которая вскоре развернётся обратно и вернёт тебя к берегу,к повествованию,из-за этого ускользания неуютно,как то некомфортно;после-короткий миг равновесия:всё ровно,гладко,понятно;затем-какой-то неясный гул,волнение,напряжение;и,потом,быстрый-быстрый накат:то маленький,радующий,несущий поток,обнимающий,уносящий с собой,вливающийся,то,наоборот,огромный,пугающий,сметающий с ног;и вот ты уже на береге,всё кончилось,а ты не понимаешь,что это только что было,и оно либо понравилось,либо нет,просто под вкус и настроение.Потому что какой смысл и идея у волны?
Читать эту книгу тоже нужно особенным образом.Ей нужно наслаждаться,слушать её, будто песню,в которой подача и интонации важнее слов.Настроение этого романа необходимо поймать,влиться в него,иначе чтение будет походить на попытки доплыть до берега при отливе(я взяла эту книгу штурмом,но до пятидесяти страниц всерьёз подумывала её отложить).В этом произведении легко потерять взаимосвязи,потому что они либо интуитивны и подсознательны,либо их и вовсе нет,но,если ему довериться,то оно само не даст утонуть.Здесь не обязательно понимать последовательность,закономерность, причинно-следственную связь,всё что нужно-мысли,настроения,чувства,лежит на поверхности,и не нужно,рискуя утонуть,наглотаться солёной,разьедающей рот и глаза воды,нырять ни в какие глубины,там ничего нет,лишь переплетения,над которыми работала писательница и которые не дадут читателю ровным счётом ничего.
Написано сложно.Против правил авторша(а может-русский переводчик) чаще всего не идёт,но и делать предложения легче,распростронённее она совершенно не собирается.Чтобы читать было легче,нужно полностью абстрогироваться от пунктуации,начала-конца предложений-абзацев,кучи ненужных имен,потому что иначе в них просто увязаешь,как в болоте,которое засасывает тебя в себя и не даёт посмотреть на то,что происходит вокруг.
Написано практически полностью в стиле потока сознания,но не совсем.Во-первых, персонажей здесь много,и практически в голову каждого читателя пускают.Это самое откровенное скакание по головам,потому что мысли двух героев могут быть не просто не разделены-они могут быть в одном предложении!Но перепутать их невозможно,герои очень самобытны.Во-вторых,всё-таки люди не вспоминают каждый день большую часть своей жизни,тогда как большая часть этой книги состоит из флешбеков.В-третьих,часто здесь описывается как бы общее настроение,гудящее от потоков мыслей,мощное,но при этом разрозненное,непонятное,похожее на стаю мошкары,целое издали,но распадающиеся вблизи.Мне такое было сложно воспринимать.Но в остальном это чистый поток сознания,из-за чего книга и представляется такой нечёткой,нецельной,расфокусированной,когда дело касается описаний,действий,ведь большую часть жизни мы сосредоточены вовнутрь себя,и концентрируется на действительности только во время интенсивной работы или диалога,да и тогда,как и здесь,мысль может улететь.Действия,воспоминания,разномастные,никак не связанные мысли,чувства,ощущения наскакивают,прерывают друг друга.
Действие происходит в течении одного ничем не примечательного для большинства персонажей дня(у одного из них всё-таки происходит значимое событие,но,кроме этого собития-никаких других,так что и это за сюжет взять нельзя).Здесь отсутствует как таковой сюжет,каркас книги,отсутствует решенность,законченность,ничего в этот день не произошло,никаких перемен.Честно говоря,концовкой я была даже разочарована,потому что день ещё не закончился,а нам не показали самое,как мне показалось,главное.Хотя,может,и нет смысла,показали или не показали,ведь это бы ничего не изменило.Но всё же мне очень хотелось увидеть тот последний разговор.
Самое главное в романе то,что читателям позволили полностью проникнуть в сознание персонажей,практически буквально посмотреть на мир из глазами,слиться сними.Нам показывают не только все самые откровенные из мысли,но и полумысли-интуитивные,подсознательные,чувства,систему мышления и восприятия,запахи,самоощущение.Невозможно не проникнуться,не понять всех персонажей,когда чувствуешь их также,как самого себя.Вот этим и ценна эта книга-возможностью понять даже совершенно не близких и не симпатичных тебе людей,хотя нельзя даже сказать что они хорошо прописаны,ведь некоторые из них появляются на полстраницы.Здесь по полной программе использован приём индивидуализма,который очень мне нравится.
Ещё одной интересной особенностью этой работы является то,что она не имеет собственного посылает,идеи,смысла,она является катализатором мировоззрения,мыслей и ощущений читателя.В ней можно увидеть всё,что угодно:надежду или обреченность,беззаботность или непосильную ношу,радость и наслаждение жизнью или её серость и бессмысленность,прагматизм и расчёт или чувства и эмоции,уверенность в своих решениях или раскаяние в перечеркнувшей всю жизнь ошибке.Можно верить персонажам или считать,что они сами себя обманывают.Можно увидеть обычную,повседневную жизнь с её мелкими расстройствами и неудачами или же углядеть под этим глубинную депрессию.Можно увидеть крепкую дружбу,любящую семью,добрых знакомых,а можно-безмерно одиноких лицемных эгоистов.Можно понимать персонажей и по-одному,и по-другому,и по-третьему.Можно их жалеть,презирать,одобрять,завидовать им.И всё это будет зависеть лишь от читателя.Конечно,в какой-то мере так можно сказать про любое произведение,но,мне кажется,что «Миссис Дэллоуэй» отличается от них тем,что обычно всё же в каждой работе есть позиция автора,то,что он хотел сказать,даже если это слабо или совсем не выражено.А целью Вулф будто бы и бвло создать роман,в котором каждый увидет себя,свою позицию,свои чувства.Больше всего он похож на абстракцию.
Ещё эта книга и её персонажи натолкнулась меня на интересную мысль о том,что каждый человек одновременно может чувствовать совершенно разные чувства в отношении одного и того же предмета.Быть,например,одновременно,очень счастливым/ой и,наоборот,находиться чуть ли не в предсуицидальном состоянии.Или-стоять на вершине лестницы,принимать гостей,ощущать себя королевой,и,в то же время,быть глубоко не уверенной в себе.Будто бы человеческое сознание состоит из множества слоёв,и всё зависит лишь от того,на каком из них он в данный момент акцентируется.
Это было моё первое знакомство как с Вирджинией,так и с модернизмом в литературе, и пока что я испытываю к обоим дружелюбную,но осторожную заинтересованность.Встреча,определённо,не последняя,но со следующей я пока повременю,понимая,что нужно определённые обстоятельства и настроение.4223