Рецензия на книгу
The Decagon House Murders
Юкито Аяцудзи
Аноним14 марта 2020 г.Загадка ради загадки, разгадка ради разгадки
Сумасшедший архитектор и два его здания. У них свои секреты, свои тайны, убийства, отчаяние. Один сгорел дотла. Другой сгорит вскоре. Пространство, открытое и закрытое, его физические ограничения, барьеры - все будто одно и будто совершенно разное, то ли пересекается, то ли совпадает, то ли вообще одно и то же. И убийца. Все по-японски непонятно. Все по-японски условно. Кроме убийства. Убийца знает дополнительные слои, дополнительные стены, дополнительные комнаты. И он знает твои секреты. И смотрит на них холодным, рациональным взглядом. Он проходит сквозь все это, чтобы… Чтобы убить. И он убьет.
Это японский детектив. Странный. Своеобразный. Уникальный. Свой собственный. Никаких сравнений. Он не сосредотачивается на изуродованных характерах, как скандинавские детективы. Его не завораживает, как английские детективы, далекое прошлое персонажей. Его не интересует беспрерывный драйв, как американские. Он фокусируется на физических пространствах – не только на доме-убийце, но практически на всех пространствах. Даже вялость прозы и двухмерные характеры работают в такой вселенной. И в такой среде развязка оказывается особенно яркой.
Только ленивый не заметит сходство с «Десятью негритятами». Но и здесь роман обманывает нас. Он не прячет сходство, он напрямую, даже с гордостью говорит о своих корнях. И даже подчеркивает узнаваемые детали. Конечно, очень быстро отклоняясь, изменяясь, искривляясь до полной неузнаваемости. Но принцип остается тот же – это тайна замкнутой комнаты, мой любимый поджанр. Это тот жанр, где преступление кажется невозможным, где читатель получает все ключики и ниточки, где в определенный момент ему предлагают остановиться и раскрыть преступление самому. И тут остается признать – понять, кто убийца, я смог, а вот как… Я просто забыл о пространствах. Так что это еще и хитрая, даже хитроумная книжка. Кстати, при всей хитроумности, развязка не показалась реалистичной или жизненной.
Книга есть и остается японской. Ты закрываешь последнюю страницу, но ощущение у тебя не такое, как бывает после прочтения «настоящей» книги, а как после прохождения настольной игры. Трехмерности так и не возникло. Мир так и не стал живым и реальным. Персонажи не превратились в людей. Эмоций не возникло.
Можно ли получить от этого романа удовольствие? Только если вас бесят детективы, где 90% текста - это описание прошлого персонажей, их бесконечных немотивированных эмоций, их раздражающе ненужных для раскрытия преступления поступков, бесконечных контекстов в контекстах. Только если вам нравится холодное решение холодных задач («три землекопа…»), интеллектуальная игра ради игры. Не нужно главных героев, не нужно их действий! Только загадка. И все! Вот условие задачи, сиди и решай!
6277