Рецензия на книгу
Корабль Судьбы
Робин Хобб
Аноним14 марта 2020 г.Без спойлеров (серьёзных) и матов (увы, всяких)
Если первая книга серии была великолепна, вторая – хорошим середнячком, то третья просто какое-то дно: автор испортила всё, что только можно было.
Итак, сюжет.
Событий с гулькин нос, объём обеспечивается за счёт размусоливания одного и то же – как в диалогах, так и во внутренних монологах. Часть сюжетных ходов вообще нужна как корове седло: растянута или не влияет на события. А часть повисает в воздухе. Стоит ли говорить, как это бесит?
Проблемы нагнетаются, чтобы разрешиться самым банальным и очевидным образом (особенно это касается ситуации в Удачном и неспособности договориться). Или путём загадочных совпадений: в открытом море случайно встречаются корабли трёх противоборствующих сторон; героев спасает корабль, спустя какое-то время их захватывают пираты, а чуть позже так же случайно они встречают «начальство».
Наблюдаются противоречия между фэнтезийным миром данной книги с двумя предыдущими: волшебным образом, не иначе, оказывается, что живой корабль может не принять кровь, потерянную несчастными на его палубе. И живой корабль может игнорировать решения капитана и команды и творить, что ему вздумается, а при желании даже организовать течь и пойти ко дну, но при этом почему-то не может остановить насилие, творившееся на его палубе – с людьми, которые ему небезразличны. Появляются интересные подробности: один из героев говорит, что в среднем обычные люди у них живут до восьмидесяти лет – с какого фига-то? Чудо-таблетки, как и волшебники-врачеватели нигде не фигурируют. Даже упоминается, что у Роники Вестрит, кажется, несколько детей умерло во время какой-то эпидемии. Похоже, Хобб совсем расслабилась.
Ну и до кучи, возникает явный крен в любовные линии, причём такие же сопливые и незрелые, как отношения Альтии и Брэшена в «Безумном корабле» (здесь, надо сказать, не лучше). И добавляется линия с драконами, где главный посыл состоит в том, насколько это престижно им служить и помогать. А люди, которые этим занимаются, меняются независимо от своих желаний внешне (чешуя появляется и т.п.), и внутренне (начинают ими восхищаться). На мой взгляд, промывание мозгов вкупе с печатью о собственности – и это не осуждается! Плодитесь рабовладельцы, а мы поможем!
Усугубляется это всё удивительным «развитием» персонажей: насколько интересно было наблюдать за Альтией, Уинтроу, Кеннитом, Брэшеном в «Волшебном корабле», настолько же уныло дело обстоит в третьей книге – они превратились в застывшие картонки.
Кеннит так вообще болтался как говно в проруби еще в предыдущей книге, и в конце истории автор его окончательно слила, причём так неумело, что просто диву даёшься, как этот же человек мог написать «Волшебный корабль». О его прошлом читатель узнаёт лишь на последних страницах, когда сам автор забивает в крышку его гроба последний гвоздь – ну не нашлось места за три тысячи страниц…
Помните, как безумная семейка Вестрит поступила с Уинтроу? Окажется, что он ужасно скучает на семье – подробности его внутренних выводов, приведших к такому гениальному умозаключению, автор замалчивает.
Малта ещё в «Безумном корабле» начала своё мистическое преобразование из избалованной, себялюбивой и не очень умной девчонки в мудрую и заботливую даму – по щелчку пальцев. Теперь сюда же добавится дипломатическое искусство и хитрость. Вы же помните, сколько девке лет? В группу «чудесные преобразования» можно и Сельдена включить.
Также слитые персонажи – Серилла и Янтарь. Первая мало того, что вообще никак не повлияла на сюжет, так автор, мягко говоря, странненько поработал с последствиями её путешествия в Удачный. Вторая всё носилась со своим предназначением и искала «того самого». Нашла, состоялся загадочный разговор, смысла которого никто не понял – она сама-то поняла?
Короче, продолжать можно долго. Но есть то главное, что не позволило поставить хотя бы нейтральную оценку: Хобб использует насилие над женщиной как сюжетный ход (как она потом с ним работает – другой вопрос, но тоже не важно). И она его оправдывает – традициями (например, женщина, не принадлежащая никому, принадлежит всем, – у калсидийцев), сложным детством, что меня вообще добило. Девушке прямым текстом было сказано: он просто перенёс свою боль на тебя – пойми и прости. Насильник, кстати, отошёл в мир иной героем (стоит ли говорить, что этот сюжетный поворот совсем не вписывался в его сложившийся образ?).
Не знаю даже, продолжу ли и дальше знакомиться с автором, ибо «Корабль судьбы» – издевательство какое-то. И халтура.47912