Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

The Lonely City: Adventures in the Art of Being Alone

Olivia Laing

  • Аватар пользователя
    Аноним12 марта 2020 г.

    Превосходно о городе, одиночестве и искусстве

    Это едва ли не самая увлекательная и приятная для чтения публицистика, что я читала в последние годы. В книге Оливии Лэнг для меня сочетается сразу несколько интересных и манящиих, глубоких тем:

    Начинается всё как философско-психологический очерк об одиночестве в большом городе. Парадоксально, что чем больше мегаполис, тем легче там затеряться человечку. Можно быть до крайности одиноким буквально в окружении толп. Одиночество одновременно мучительно и сладостно, обессиливающе, но есть в нем и огромный потенциял.

    Итак, англичанка с разбитым сердцем оказалась в Нью-Йорке. Она не ходит по улицам с экскурсиями, но живет в этом пространстве и передает это в тексте. И если вместе с ней начать рассматривать мосты, парки, променады и кварталы, да еще при этом заглянуть в Интернет за иллюстрациями, путешествие будет гораздо более таинственное, чем обычная прогулка или экскурсия.

    Далее, она начинает осваивать не только городское пространство и самоощущение в нём, но и проявление этого пространства и самоощущения разных людей в искусстве. И тогда начинается серия очерков, посвящённых художникам 20 века, жившим в Нью-Йорке и отражавшим специфическую особенность характера этого города - искусство, одиночество и большой город, вот что их роднит.

    И дальше уже каждую главу я сопровождаю поиском картин Эварда Хоппера, фотографий и арт-объектов Энди Йорхолла, безумных и красивых рисунков и коллажей аутсайдера Генри Дарджера, снимков Дэвида Войнаровича и других иллюстраций к описанному в очерках.

    Лэнг исследовала музейные коллекции и обширные архивы художников, изучала их биографии, фильмы, аудиодневники, она проделала просто гигантскую работу, чтобы написать легкие очерки о самой сути. Чтобы подлиться оригинальными мыслями, сплетающими всех этихъ авторов в одно полотно. Кажется, что она увлекается одним художником, но потом выходит, что между первым и вторым она видит четкую смысловую связь, а третий, соприкосался с обоими, да еще каким-то невероятным образом объединен с тремя другими. В общем, она делает коллаж из нью-йорка, исследования одиночества как двигателя искусства, и нью-йоркских художников, которые в себя впитали эти парадоксы большого города и творчество друг друга в некоторой степени.

    А к концу текста она внезапно вскрывает одну очень важную, совершенно отдельную, но также связанную и с одиночеством, и с мегаполисом, и с богемой тему - инаковости квир-сообщества, геев-отщепенцев, эпидемии СПИДа, которая еще больше изолировала и отчуждала геев, наркоманов, многие из которых как раз воплощали творческую богему Нью-Йорка.

    А еще есть довольно relatable эссе об одиночестве и общности в эпоху интернета и социальных сетей. Там есть интересные наблюдения, когда знакомая мне реальность называется словами.

    И финал - он про то, как искусство превращает одиночество из чумы и проказы в осмысленные и ценные явления человеческой жизни, не только индивидуальной, но и общей, человека как вида, человека как сообщества.

    10
    987