Рецензия на книгу
Пассажир
Жан-Кристоф Гранже
Аноним12 марта 2020 г.ОТЗЫВ ОТРИЦАТЕЛЬНЫЙ И СОДЕРЖИТ СПОЙЛЕРЫ
Если вы не читали книгу, но хотите - читайте этот отзыв на свой страх и риск
⠀
Много месяцев я натыкалась на книги Гранже, на положительные отзывы, на сравнения этого автора с Франком Тилье, которого я люблю. Потому решив, наконец, познакомиться с автором, я выбрала книгу, которая больше интересна мне по сюжету. Меня привлекла в «Пассажире» психологическая сторона, ведь здесь главный герой страдает синдромом Пассажира без багажа - при каждом травмирующем событии его мозг стирает предыдущую личность и создает совершенно новую.
⠀
Вышло так, что мне в этой книге не понравилось почти ничего. А то, что подавало надежды, в итоге было испорчено по ходу книги. Но попробую объяснить свое мнение по порядку.
⠀
ПЕРСОНАЖИ
С первых страниц меня начала бесить главная героиня - Анаис. Она истеричка и психичка. В буквальном значении: она принимает транквилизаторы (причем в больших дозах и постоянно), у нее нерешенная детская травма, а позже она и вовсе обращается к наркотикам. Она срывается на всех и каждом. Она не умеет держать себя в руках. Появляется вопрос, как вообще она дослужилась до капитана полиции с такими проблемами. Ну и работы с ее стороны я не увидела: она только командовала другими, допускала ошибку за ошибкой и вызывала только раздражение.
⠀
Главный герой, Матиас Фрер или... а ладно, имен у него много, оказался самым везучим человеком в мире. Ему удавалось все! Уйти от полицейский? Легко. Сбежать от подозрительных людей в черном? Запросто. Быть много раз на волосок от смерти, но отделаться максимум парой синяков и ссадин? Естественно! Куда бы он ни пришел, всегда находился кто-то, кто ему поможет. Ему все сообщали информацию, которую он просил, даже если она закрытая. И у него всегда в нужный момент оказывались, например, ключи от наручников или другие полезные вещи. В определенный момент эта везучесть начала надоедать. Я даже не пыталась переживать за героя, потому что знала, что ему все нипочем.
⠀
СИНДРОМ
То, что привлекло меня в этой книге больше всего. Ни для кого не секрет, что я люблю все, что связано с психологией в книгах, а с этим расстройством личности я столкнулась впервые. Но про сам синдром написано было мало, и герой просто раз за разом пытался выяснить, кем он был до нынешней личности.
На протяжение книги он меняет личность четыре раза, пока не доходит то той, с которой родился. И если первую и вторую личность я еще воспринимала как одного человека, то чем дальше было, тем больше мне казалось, что это совершенно разные люди. И истории. Слишком много автор напихал: и психиатр, и бомж, и художник, и бабник, и мошенник и так далее. Каждая личность начала восприниматься отдельно без связи с другими и казалось, что я читаю сборник триллеров с одной тематикой.
⠀
УБИЙСТВА
В самом начале находят труп, на голову которого натянута голова быка. Убийство связывают с мифом о Минотавре. Я люблю мифы и легенды, а также античную литературу, а потом эта идея вызвала интерес. Но в итоге оказалось, что за ней не скрывается ничего интересного. К тому же, это расследование отошло на 10-й план на фоне личного поиска героем себя самого.
⠀
ВТОРОСТЕПЕННЫЕ СЮЖЕТНЫЕ ЛИНИИ
Может было бы намного лучше, если бы автор остановился на психологическом расстройстве и серийном убийце с мифологическим подтекстом, но нет. Гранже приплел сюда военные экспериментальные программы. По-моему, это было совсем лишнее. Да еще и причастным к этим экспериментам был отец Анаис. Какое совпадение! Почему всегда детективы или их близкие должны быть причастны к расследованию преступления, которое попало к этому детективу случайно? Каков шанс того, что такое случится в жизни? 5%? 1%? 0,01%?
⠀
ДОСТОВЕРНОСТЬ
Вот это задело меня больше всего. На самом деле всего одна единственная фраза подвергла сомнению все, что писал автор до этого. Речь идет о научных и медицинских фактах. В конце книги он написал то, что просто НЕРЕАЛЬНО. Автор упомянул о беременности близнецами, один из которых на протяжении трех месяцев был мертв. Да у этой женщины уже через несколько дней начался бы сепсис! Она бы и недели не проходила так, не то что месяцы и при этом выжили и она и второй плод. Прям фантастика какая-то! И кто-то скажет: "Да ладно тебе, одна ошибка на 700 страниц. Пустяк." Но это настолько очевидная и грубая ошибка, что она ставит под сомнение все остальное, что писал автор. Информацию о синдроме Пассажира в том числе.
⠀
КОНЦОВКА
В этой книге открытый конец. И это не является минусом само по себе. Но одно дело, когда история пришла к какому-то завершению и читатель может додумать, что же случилось дальше. Другое дело, когда это просто замкнутый круг и мы вернулись в начало, что и произошло здесь. Главный герой к концу книги выяснил все: кто он, кто убивал тех людей, почему все это происходило. Но на последней странице он снова теряет память и получается, что он вскоре начнет весь этот путь заново. Все было зря?..
⠀
И наконец ОБЪЕМ КНИГИ
Страниц 300 из этих 700 - лишние. Я засыпала, буквально. Много описаний, много размышлений, много диалогов, мало действий и действительно полезной информации. Возможно, если бы книга была хотя бы до 500 страниц, мое мнение было бы другим. А так она была слишком много затянута. Но в то же время автору нужно было место, чтобы напихать книгу все, что можно было. Вопрос: зачем? Я не увидела в этом смысла, так как книгу это только испортило. С чем многие, конечно, не согласятся.
⠀
Ну и напоследок вернусь к тому, что Гранже и Тилье часто сравнивают. Я понимаю, что судить по одной книге сложно, но я не увидела ничего общего. Начиная со стиля и создания интриги, заканчивая подходом к исследованию при подготовке к написанию романа. Написанному Тилье я верю. Его книги вызывают желание изучить поднятую тему. Здесь же... смотрите пункт "достоверность".
⠀
Но знаете, я все равно хочу понять, почему так любят Гранже. И я дам ему второй шанс, через месяцок-другой. Только к выбору книги подойду очень ответственно, а не по наитию. Может просто «Пассажир» оказался очень неудачным для знакомства с автором.Содержит спойлеры15947