Рецензия на книгу
Тени старой квартиры
Дарья Дезомбре
Аноним10 марта 2020 г.«Ленинград, Ленинград, у меня ещё есть адреса, По которым найду мертвецов голоса…»
Современный детектив, в котором по ходу расследования старых ленинградских тайн, в том числе и нераскрытого убийства 50-летней давности, происходят новые преступления в нынешнюю эпоху, дабы тайны эти были навеки погребены. Тайны в самом деле весят немало и тянут за собой ещё более давнее прошлое – трагические дни блокадного Ленинграда.
В центре повествования - 1959-1960 годы и повседневная жизнь обитателей обычной ленинградской коммунальной квартиры на верхнем этаже старого дома эпохи модерн с видом на канал Грибоедова. 18 человек обитателей коммуналки, в том числе и старушка из «бывших», которая жила в этой квартире до революции. Такой разброс характеров, судеб, взаимоотношений, и в то же время срез явлений эпохи собран в этой коммуналке.
Здесь и общинная взаимовыручка, так сказать, «от каждого по способностям», доктор всех лечит, портниха всех обшивает, хозяйки помогают в готовке. Таланты и способности каждого применяются во благо общей квартирной выгоды – где-то занять очередь, что-либо добыть, с кем-то договориться, что-то уладить. А под мирным и взаимовыгодным сосуществованием может тлеть и полыхать ненависть, и зависть, и злоба, и ревность. Вот такой сложный замес, и, надо признать, жизненный.
Коммунальная квартира - то же самое мини-государство, тут проявлены всевозможные непоощряемые государством и обществом явления - супружеские измены, фарцовка, новомодный заграничный джаз, нетрадиционная близкая мужская дружба, «секретный» способ подзаработать "брошенке" на содержание себя и двоих детей.
Дети в квартире, кстати, разного возраста и тоже прекрасно выписаны, они и с характером, и вполне самостоятельные, и с фантазией, и с увлечениями (филателия, фотография), любят послушать страшные истории, а где-то там, за кадром, на периферии сюжета маячат легендарные дворовые драки с «лиговскими».
Короче, эпоха описана великолепно, столько верных штрихов, деталей, стиля жизни. Нет, правда, ничего по производственной теме, ну да это ладно, по сюжету вроде не требуется, зато весьма правдоподобно и жизненно о взаимоотношениях семейных, бытовых, соседских. Семейные ссоры, общие праздники, примирения, тайные и вовсе не представляющие тайны взаимоотношения.
Есть очень интересные зарисовки, читатель прямо ловит ощущение присутствия - ледоход на Неве, поход в баню, шныряющий везде и всюду мальчик Коля с фотоаппаратом, коридорные и кухонные запахи коммунальной квартиры, общий новогодний стол, страшные находки в подвале дома и ленинградская погода, когда почти круглый год сплошная осень.
Как ни странно, настоящее время (а это примерно 2010 год) описано, не в пример прошлой эпохе, скучно и даже, на мой взгляд, не вполне правдоподобно. Две девушки, Ксюша и Маша (одна купила ту самую квартиру и хочет узнать тайны проживавших там 50 лет назад обитателей, так как одной из них была её юная в то время бабушка, а другая – московская сыщица, которая ей в этом помогает) совершенно блёклые, часто бестолковые, а то вдруг, ни с того ни с сего, становятся прямо «героинями крутого боевика». Вокруг них как-то тоже всё безжизненно, кроме, пожалуй, бабушки Любочки, но та бабка старой закалки, ленинградской боевой. А девушки каковы - то слишком одиночки, порой даже не доверяющие друг другу, то слишком беспечны и нелогичны. Очень покоробило предательство мамы одной из девушек. Но зато тут слишком много любви с первого взгляда, что, как по мне, так лишнее.
Как-то среди персонажей советской эпохи получилось явно больше «настоящих».
Книга прочитана в рамках совместных чтений в клубе КЛУЭДО
484,9K