Рецензия на книгу
Луна и грош
Сомерсет Моэм
autumn_girl11 декабря 2011 г.Разве делать то, к чему у тебя лежит душа, жить так, как ты хочешь жить, и не знать внутреннего разлада - значит исковеркать себе жизнь?
Чудесная книга!
Моэм, создав "творческую" (в смысле вольную) биографию Поля Гогена, премного меня удивил.
Прежде всего, тем, с чего начал свой рассказ.Повествование "раскручивается" не непосредственно с описания жизни главного персонажа, а с иного края: на начальных страницах автор акцентирует наше внимание на некоей миссис Стрикленд, охотнице за знаменитостями в сфере литературного дела. И вот, когда читатель уже немного привыкает к этому персонажу, даже проникается к нему положительными чувствами, сюжет делает резкий поворот. И вот уже совсем не миссис Стрикленд оказывается в центре событий. И это - закономерное начало, учитывая то, как много ярких персонажей было вплетено в сюжет романа.
К ним привязываешься, им сопереживаешь, им веришь. И после прочтения книги ты уже не можешь сказать, что не был знаком с ними лично.
И вот лишь некоторые из них:
Тиара Джонсон {...} была дочерью туземки и английского капитана, обосновавшегося на Таити. Когда я с ней познакомился, ей было лет пятьдесят, но выглядела она старше - прежде всего из-за своих громадных размеров. Высокая и страшно толстая, она казалась бы величественной, если б ее лицо способно было выразить что-нибудь, кроме добродушия. {...} Она с утра до вечера ходила в розовом капоте и широкополой соломенной шляпе. Но когда она распускала свои темные, длинные и вьющиеся волосы, а делала она это нередко, потому что они составляли предмет ее гордости, то ими нельзя было не залюбоваться, и глаза у нее все еще оставались молодыми и задорными. Я никогда не слышал, чтобы кто-нибудь смеялся заразительнее, чем она. Смех ее, начавшись с низких раскатов где-то в горле, становился все громче и громче, причем сотрясалось все ее огромное тело. Превыше всего на свете она ставила веселую шутку, стакан вина и красивого мужчину. Знакомство с нею было истинным удовольствием.
Дирк Стрев был из тех людей, о которых в зависимости от характера одни говорят пренебрежительно усмехаясь, другие - недоуменно пожимая плечами. Природа создала его шутом. Он был художник, но очень плохой...
Очень понравились и "вкрапления" того, что можно было бы назвать "философскими отступлениями". Причем чаще всего они раздавались из уст главного героя и часто грешили радикальностью.Удивительный существа эти женщины. Сложно обращаться с ними хуже, чем с собакой, можно бить их, пока руки не заболят, а они все-таки любят вас. Одна из нелепейших выдумок христианства – будто у них есть душа.
Ну и конечно, я была поражена тем, как можно создать столь противоречивый, настолько отрицательный персонаж, который, тем не менее, вызывает симпатию. Да, он поистине ее заслуживает своим даром, своей непоколебимостью перед трудностями, своим пренебрежением всем, что имеет отношение к внешнему недуховному миру, своей уверенностью, сокрушающей весь поток критики и непонимания, уверенности в том, что то, что он делает - он делает не зря.
И большое спасибо автору за эти слова:
...человек не то, чем он хочет быть, но то, чем не может не быть
1147