Рецензия на книгу
Bitter Orange
Claire Fuller
Аноним9 марта 2020 г.Отзыв содержит спойлеры.
Крупное книжное разочарование, самая долгочитаемая книга, одна из самых скучных, бессмысленных и раздражающих книг в моей жизни. Я скрипела по чайной ложке до конца ради развернутого отзыва (а не просто «ну очень скучно и ни о чем») и ради обещанной неимоверно крутой развязки (тоже обманка, главный элемент развязки пришел в голову на первой половине книги).
Понимаю, что суть проблемы в неоправданных ожиданиях. Произведение Фуллер для любителей «медитативного» чтения (т.е. когда одна мысль разжевывается на много страниц либо идут описания всего подряд без связи с сюжетом), а не для любителей психологических романов или триллеров. Но «Горький апельсин» подавался как психологический триллер, именно поэтому и заинтересовал меня. Сложные взаимодействия главной героини и семейной пары, психологические ловушки и запутанная интрига с шокирующим финалом – вот на что я настраивалась. Все это ассоциировалось с романом «Дорогие гости» Сары Уотерс, который очень понравился. Плюс была любопытна тема вуайеризма, потому что здесь этим занимается женщина, а не мужчина.
Что я получила? Вялотекущие бесконечно повторяющиеся описания разных мелочей, картонных и шаблонных героев, ноль сюжета, ноль триллера, ноль психологизма, чуть-чуть вуайеризма, немного религии и много бреда.
События (вернее их отсутствие) разворачиваются в заброшенном поместье Линтонс, куда приехали для работы Фрэнсис, Питер и Кара. Их нанял теперешний хозяин для оценки и описи имущества и прилегающих строений. Читателям сразу известно, что Фрэнсис осудили за какое-то преступление, произошедшее в Линтонсе. Она доживает свои дни в тюремной больнице и вспоминает лето, проведенное с Питером и Карой. Таким образом рассказывается эта история. Основных персонажей три и четвертый – священник Виктор – в качестве второстепенного.
Питер, Кара и Виктор практически никакие, а Фрэнсис представляет собой воплощение стереотипа «женщина без мужа и детей возраста 30+». Она одновременно и ханжа, и жаждет подсмотреть сексуальные сцены, но ничего о сексе не знает и краснеет при упоминании о нем. Она одевается в какие-то бесформенные хламиды и ненавидит свое тело. Она непременно должна убедить себя, что влюблена в первого попавшегося на ее пути мужика. Она должна сознавать, что страшная и ее никто никогда не полюбит. И ее безмужию и бездетности должно быть объяснение – душевная травма от жизни с токсичной матерью и отсутствие отца.
Я не могу воспринимать этот персонаж как реального человека. В 1969 году женщина 39 лет не могла ничего не знать о сексе и внебрачных связях. Меня раздражает ее глупость и тупость. Она всерьез задумывается над бредовыми выдумками Кары о непорочном зачатии и встречах со знаменитостями. Мне не нравится, как в очередной раз стереотипно написан образ женщины без мужа и детей. Ее сделали максимально отталкивающей и сломанной. Все персонажи будто завсегдатаи дома престарелых. От них несет безнадегой и старостью. Мне совершенно все равно, что и как с ними происходит. Внутреннего мира у них нет. И психологической начинки в книге тоже нет. Только реплики героев в лоб по типу: «А рай и ад существуют?».
Динамика здесь не ночевала. Почему произведение отнесли к жанру триллера? Триллер без динамики невозможен. И без интриги. В психологических триллерах детально прописывают внутренний мир персонажей. А это просто роман, претендующий на какой-то высокий смысл, но на деле не имеющий его.
Всю книгу герои перемещаются по дому, пьют, едят, находят старые ценные вещи прежних владельцев поместья и разбазаривают их или присваивают себе. Кара грузит Фрэнсис историями о непорочном зачатии и о своем знакомстве с Питером. Фрэнсис периодически вспоминает, что хотела влюбиться в Питера. В общем-то, больше ничего не происходит. Не показано ни развития отношений, ни какого бы то ни было взаимодействия между героями. Механические диалоги, механические поступки.
Читать книгу невероятно тяжело. Она наполнена избыточными описаниями всего подряд и лишними деталями. Некоторые из них повторяются так часто, что начинаешь ненавидеть Фуллер и ее мнение о читательском интеллекте. Ну явно она нас считает недостаточно сообразительными, если раз 10-15 повторяет, что герои пили из жестяных кружек, Фрэнсис носила медальон матери и ее белье, а жир с боков героини постоянно вываливался. Еще золотисто-голубые каемки посуды и герб из трех апельсинов, коровы, зайцы, пыль, разруха и вонь в Линтонсе.
Примерно на середине книги Фуллер вдруг вспомнила о готике и пошли внезапные шорохи, шум воды, перемещающиеся предметы и подкинутые трупы птиц. Но это выглядит странным, нарочитым и совершенно не дает никакого саспенса.
Никому не рекомендую. Напрасная трата времени.
131,7K