Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Лолита

Владимир Набоков

  • Аватар пользователя
    Аноним6 марта 2020 г.

    Немного о другом

    К Набокову я шла года два. Упорно отодвигала его на второй план, каждый раз, стоило мне увидеть его книги. Давала себе время подрасти, чтобы не разочароваться. С Набоковым история такова, что он должен попасть к вам в верное время - не раньше и не позже, а именно в тот самый момент. Иначе, вы либо еще не прочувствуете, либо будет уже слишком поздно.

    Читать Набокова не легко, но очень приятно. Его слог завораживает с первых строчек и ты буквально сидишь в состоянии эйфории от красоты написанных слов. Автор так тонко орудует словами, мастерски использует метафоры, эпитеты; его описания - воздушны, как сладкая вата, хочется их пробовать и перечитывать снова и снова. Стиль Набокова возвышен, аристократичен - своими словами, конструкциями, строчками он будто говорит и показывает, что далеко не последний человек, что он из дворянской семьи и этот уровень возвышенности сохраняется в его текстах.

    Перейдем к "Лолите". И сразу хочу заметить две особенности: первое - не отождествляйте главного героя и автора. Это та ошибка, которую делают многие, и из-за которой возникает много проблем. Набоков не описал собственный опыт, он просто мастерски понимал процессы внутреннего мира, наблюдал за жизнью, умел воспроизвести это в тексте, но он не был тем, кого описывает книга. Пожалуйста, держите это в голове.

    Второе - важно настроение с которым вы начинаете читать книгу. Если у вас действует установка "это книга о насилии и извращении", то только так вы ее и воспримите. Если вы начинаете читать с мыслью "это история о любви" - то будете видеть любовь. Я подходила к книге с желанием узнать автора и узнать историю, не оценить моральную сторону, а просто прочитать ее. И это помогло увидеть несколько другое - не насилие, не любовь.

    Для меня, в первую очередь, это история об одержимости. Гумберт одержим Лолитой и в целом детьми. Шарлотта одержима Гумбертом и построением "счастливой жизни". Лолита одержима вниманием и детской влюбленностью. И каждая отдельная история этой одержимости приносит в конце своем один исход - смерть. Нам будто говорят, что жить в этом состоянии безумия невозможно, как и произвести новую жизнь. Единственный персонаж, которому удается вырваться из этого круга, как ни странно, сама Лолила, которая смогла начать строить другую, новую жизнь, но демоны прошлого добрались и до нее.

    Каждый персонаж немного (или много) замкнут в своем мире - маленьком, возможно немного неуютном, но родном. Эгоцентричность - та внутренняя сущность, которая присутствует в каждом персонаже. И в этом просматривается другая линия - персонажи развиваются в двух разных плоскостях, но из-за того, что рассказ ведется от первого лица, сложно понять эту параллель. Вещи, ситуации, конфликты - все это мы наблюдаем со стороны Гумберта и попадаем в его ловушку, когда видим историю только его глазами. Но в книге есть и другая сторона, сторона Лолиты, ее реакции, решения - они подаются мимолетно, не особо всматриваются в общем контексте, но при внимательном взгляде видны и понятны. И именно возможность различить эти две стороны, два контекста и создают эту разность истории для двух персонажей.

    Гумберт - не абсолютное зло. Лолита - не абсолютное добро. Тут нет полностью хороших персонажей, как и полностью плохих. Главный герой полностью понимает, что у него не все хорошо, как-то пытается с этим жить, но получается не очень, но все же, в промежутках, где нет Лолиты, он живет не плохой жизнью. Но он недооценивает влияние Ло на него, будучи слишком затуманенным переживаниями. Он ужасен в том, что даже когда понимает все происходящее, то не прекращает это - насилие и над собой, и над девочкой.

    Сама Лолита - не невинный ребенок. Да, она не знает тонкости жизни, делает ошибки, незрелая и не понимает следствий своих решений, но она не невинна. Она отлично знает и понимает в какой ситуации оказалась, она в начале сама дает много поводов для действий и только потом жалеет о них. Она отлично умеет продумать план действий, чтобы достичь желаемого и она уж точно знала, какой силой обладает. Она не совсем та жертва, в классическом понимании, но все же жертва обстоятельств. Лолита - ребенок, которого вовремя не поставили в правильные границы.

    И вот, что тут еще важно - тема детской травмы. Она появляется и в истории Гумберта, сквозь образ матери, первой любви и проходит сквозь всю его жизнь. Она ярко светит нам из истории Лолиты, которая символизирует этого травмированного ребенка - сначала матерью, потом обстоятельствами. И все могло бы быть по-другому, хотя бы для кого-то из них, не будь у них именно такого прошлого, но она было таким и карты сошлись.

    И Лолиту, и Гумберта вы встречали в реальной жизни. В случайных прохожих, в девочках-подростках - несуразных, угловатых, которые красятся и пытаются "быть взрослыми", привлечь парней постарше и т.п. Ну чем не Лолита? Гумберта вы тоже видели - тех самых мужчин, которые внимательным взглядом провожают на улице девушку, в голосе которых слышится откровенный флирт, рядом с которыми немного опасно. Вы точно встречали их, это герои которые живут здесь и сейчас. Это не про когда-то давно, это про нашу реальность.

    Суммируя все сказанное, не про любовь, но и не про насилие. Про двух жертв обстоятельств. Не осуждаю героев или осуждаю их двух, все еще не могу понять. Понравилось - своим философским содержанием, структурой, стилем написания. Советую? Ну только если готовы.

    3
    489