Рецензия на книгу
Луна и грош
Сомерсет Моэм
Amid290819928 декабря 2011 г.Луна и грош – вторая книга Моэма, которую я прочел. Скажу сразу, что она произвела на меня куда большее впечатление, чем Театр. С первых страниц книги для меня было предсказуемо развитие сюжета. Однако, в отличие от рассказчика, у меня в голове не роилось бесконечное количество «Почему». Как-то с самого начала мне были ясны мотивы поступков Стрикленда, и они абсолютно не отталкивали меня, скорее даже наоборот.
Эпиграфом к этому роману вполне бы мог послужить афоризм Аристотеля: «Не было еще ни одного великого ума без примеси безумия».Действительно, люди, которые добиваются подлинного успеха в науке, искусстве, политике или прочей сфере человеческой деятельности в первую очередь отличаются от большинства ни тем, что они имеют какой-то природный талант, а тем, что они не боятся считать себя особенными и заявлять об этом другим. Ещё нужно сказать, что такие люди при принятии решений прислушиваются к своей душе. Разум и логика остаются на втором плане, поэтому таких личностей очень трудно сбить с истинного пути. Давайте задумаемся над тем, что мы, «разумные люди», принимая какое-то логически выверенное решение, даже не спрашиваем себя, «что мы чувствуем в данный момент?». А потом ругаем себя с мыслями вроде: «как я раньше этого не учел»? Если бы мы чаще слушали внутренний голос, у нас было бы меньше проблем…
Теперь вернемся к личности Чарльза Стрикленда. Долгие годы герой романа Моэма должен был делать то, что приказал ему отец. Однако Чарльз чувствовал, что хочет и может сделать на этой планете гораздо больше, чем всю жизнь просидеть в конторе, занимаясь бумажной работой. Сколько среди нас тех, кто, чувствуя тягу к искусству, подавляет в себе это желание, пытаясь убедить себя в том, что «это не рационально, этим не заработаешь много денег, это не престижно, и т. д.», Стрикленду хватило мужества повернуть флюгер своих мыслей в другое направление.
Теперь остановимся на чувствах, которые испытал Стрикленд за свою жизнь. Многие обвиняли его в черствости и бездушии. Но так ли это? На мой взгляд, Чарльз испытывал более возвышенные чувства, которые нам просто не дано понять. «любовь земная» и прочие радости обыденной жизни были ему чужды, так как его душа была устремлена ввысь. Завершая этот абзац, подведу итог сказанному: Чарльз Стрикленд любил весь мир и всех окружающих его людей, но только по-своему, видя в них источник вдохновения. Его можно сравнить с человеком, пережившим клиническую смерть или кому. Очень часто такие люди перестают восхищаться нынешней жизнью…
Далее я попытаюсь сравнить Стрикленда с другими «нормальными» героями этого романа.
Супруга Стриклеенда. Муж был для неё чем-то вроде необходимого атрибута для появления в высшем обществе. О природе её чувств свидетельствует та сцена, где она изображает страдание после его ухода:
Приступ холодной злобы нашел на миссис Стрикленд. Она мертвенно
побледнела и заговорила быстро, с придыханием:- Я могла бы простить, если бы он вдруг отчаянно влюбился в какую-то
женщину и бежал с нею. Это было бы естественно. Я бы его не винила. Я
считала бы, что его заставили бежать. Мужчины слабы, а женщины назойливы.
Но это - это совсем другое. Я его ненавижу. И уж теперь никогда не прощу.
Полковник Мак-Эндрю и его супруга принялись наперебой уговаривать ее.
Они были потрясены. Уверяли, что она сумасшедшая, отказывались понимать
ее. Миссис Стрикленд в отчаянии обратилась- Вы-то хоть меня понимаете?
- Не совсем. Вы хотите сказать, что могли бы простить его, если бы он
оставил вас ради другой женщины, но не ради отвлеченной идеи? Видимо, вы
полагаете, что в первом случае у вас есть возможность бороться, а во
втором вы бессильны?
Миссис Стрикленд бросила на меня не слишком дружелюбный взгляд, но
ничего не ответила. Возможно, что я попал в точкуЭти мысли – аргумент в пользу того, что миссис Стрикленд отнсилась к супругу, как к собственности, а не как к любимому человеку
Бланш Стрев – самый любопытный персонаж романа. Сразу возникает риторический вопрос: почему первоначальное чувство ненависти, возникшее у неё по отношению к Стрикленду, так быстро трансформировалось в любовь? На мой взгляд, познакомившись с Чарльзом, Бланш поняла, насколько скудна, однообразна и рутинна была её жизнь с посредственным Дирком. Люди устают от стабильного «дня сурка» и жаждут новых ощущений, получить которые можно только в обществе людей, позволивших себе выйти из замкнутого круга.
Теперь несколько слов о самом Дирке. Будучи художником, он осознавал своё несовершенство в живописи. Знакомство со Стриклендом оказало на него двойное воздействие. С одной стороны, он нашел объект, к которому можно было применить альтруизм, ярко выраженный в его характере, с другой – Дирк понимал, что Стрикленд превосходит его как в профессиональной сфере, так и в обыденной жизни . Общение с человеком, который был выше его, вызывало у Дирка чувство благоговения перед Чарльзом, хоть сам Стрев и боялся себе в этом признаться. На эти мысли меня натолкнула сцена, в которой Дирк предложил Стрикленду уехать с ним после смерти Бланш.
Итак, подходим к началу конца. В одной из своих рецензий я уже писал, что меня привлекают книги, в главных героях которых я нахожу сходство с собой. Конечно, я абсолютно не умею рисовать и не могу называть себя гением, в отличие от Стрикленда. Однако я твердо знаю, чего хочу от жизни и планомерно двигаюсь к своим целям, несмотря на то, что большинство окружающих меня людей не верят в мой успех и всё время пытаются указать мне пути, по которым нужно идти. Благодаря роману Моэма я ещё больше утвердился в своей жизненной позиции. Эту книгу я советую прочитать пессимистам, потерявшим веру в себя и зарывшим свой талант в землю. Нужно отметить , что для её понимания необходимо обладать умеренной долей цинизма, а после прочтения ни в коем случае не уподобляться Стрикленду, ибо человек, подражающий гению, теряет индивидуальность, а вместе с ней и возможность самому стать гением!
Перечитав все написанное, я нахожу свою рецензию весьма сумбурной, так как часто прыгаю от одной мысли к другой. Однако могу сказать, что этот текст я писал «от души», не задумываясь о красоте подбираемых слов. Спасибо Моэму за книгу, которая смогла немного раскрепостить меня!
1469