Рецензия на книгу
The Queen of Nothing
Holly Black
Аноним5 марта 2020 г.Когда я заметила, что релиз последней части трилогии перенесли, я насторожилась. Всё-таки книга выйдет раньше, а давление на автора ни к чему хорошему не приводит. И, к сожалению, это чувство меня не подвело.
В начале книги Джуд находится в изгнании. Однако, серия про фэйри, так что под каким-нибудь предлогом она обязательно вернётся. Джуд сомневается, нужно ли возвращаться, но так хочется увидеть Кардана… И вот ведь как удобно: новая знакомая подкинула новость о том, что Мадок готовит наступление, а сестрица предлагает вернуться к фэйри. Удача, не иначе.
Простите, вспомнился старый мем. Просто смиритесь: удачных для Джуд моментов в этой книге будет уйма. Например, когда Джуд хочет сбежать, она решает ехать верхом. Правда, если возьмёт коня – привлечёт внимание. А тут, как удачно, оленей орки (или кто они там были) оставили поодаль. Да ещё и один из них отбился от компании, так что можно взять максимально незаметно. Совпадение? Нет, лень автора. Видно, что Холли вообще не заморачивалась над поворотами, просто сплетала сюжет самыми простыми способами.
Несомненно, было много «вау»-моментов, но выглядели они неуместно. В конце концов внезапный поворот не должен быть роялем в кустах. Внезапный поворот – это когда по тексту разбросаны намёки на него, но ты и не догадываешься об этом. Тут же внезапности только ради того, чтобы удивить читателя. Хотя меня половина поворотов не удивили. Даже тот, когда вместо любви потребовалась кровь.
Впрочем, кровь тут везде, но в большинстве своём на Джуд, потому что она всё умирает-умирает, а умереть не может. И с людоедкой дралась, и с папашей (и он, и людоедка обожают кровь и хорошо понимают в войне), но девушка всегда остаётся в живых. Впрочем, я не понимаю постоянных попыток убить её, если книга от первого лица, а у нас впереди ещё 200 страниц и тенденции переключаться на других персонажей нет. Конечно, она выживет! В общем, сюжет охраняет Джуд так, что позавидовала бы даже сама Дейенерис.
Но Джуд сложно представить без Кардана. Кардана, которого в этой книги автор отмывала как могла. Способ, надо заметить, избитый и кочует из романа в роман. Конечно, звёзды предсказывают ему плохую судьбу в детстве, все от него отворачиваются и поэтому это не он такой жестокий, его просто таким сделали. Это не спойлер – это есть в прологе. Если в прошлых частях была парочка эпизодов с тем, как брат над ним издевался, то тут раскрутили колесо сострадания на максималку. И я, честно говоря, не понимаю, почему персонаж не может быть плохим сам по себе. Характер у него такой. Зачем обязательно это «обижали в детстве»? За гнилыми персонажами тоже интересно наблюдать. Порой даже интереснее, чем за добрыми или противоречивыми.
Но самая противоречивая вещь для меня в сюжете – это парочка Джуд и Кардан. Мне всё равно, на чём строятся отношения героев, главное – чтобы они ехали на этих тезисах до конца или развивались органично, если это любовь-ненависть. А тут где-то с середины книги они внезапно не ненавидят, а любят друг друга. Хотя всю прошлую книгу ненавидели. Таргет-групп забилась в приливе гормона счастья, Холли получила денег, я осталась в недоумении. Как это произошло? Когда? И не надо говорить, что это всё разлука.
Был также странный момент, когда они с Карданом встретились впервые после того, как Джуд изгнали. Никаких эмоций! Нам до этого два тома втирали о том, что они ненавидят друг друга, а остаток третьего – что любят. Должно же быть между ними хоть что-то.
Впрочем, здесь у всех героев с эмоциями проблемы и описать их они не в силах. Нет, никто не говорит о страданиях на пять страниц, а о банальных небольших описаниях и большей эмоциональной вовлеченности. Даже несмотря на то, что это вроде как не сказка и совсем не о любви, а о ненависти и войне, даже сцены, связанные с военной жестокостью описаны плохо, проникнуться невозможно. Видимо, как и в первой книге, автора штрафуют за каждое лишнее слово или за распространённое предложение. Персонажи просто ходят, дерутся, периодически надиктовывают цитатки для ВК и всё.
Среди персонажей также плохо себя показал Мадок, который… Ну… Сказочный генерал. Он жил с Тарин и Джуд достаточно долгое время, но когда Джуд должна притвориться Тарин… Мало того, что Джуд от Тарин отличить с первых минут не может, так ещё и в лагерь Мадока прибывает Его Величество и остаётся незамеченным. Мне почему-то всегда казалось, что военные, особенно с опытом, особенно такие крутые как Мадок, должны замечать детали. И чужих в собственном лагере, само собой. Особенно если это тот, кого ты решил прикончить.
Отдельного внимания стоит работа издательства. Нет, я не о той ошибке, которую они допустили и потом извинялись ВК. Я о том, что кто-то решил, что «Королева Ничего» для художественного текста с уклоном в фэнтези звучит нормально, а пассивные конструкции там, где они не нужны, могут оставаться. Я о том, что прямая речь оформлена по-разному даже в рамках одной страницы. Справедливости ради, это есть и в «Злом короле», просто на это только сейчас обратила внимание. Безусловно, я ценю труд переводчиков и редакторов, ведь они дают людям шанс ознакомиться с произведением на другом языке, но относиться к работе спустя рукава тоже нельзя. Также мне не особо понятно, почему бумага стала тоньше, всё-таки третья книга серии, почему бы всю одинаково не напечатать?
Но два плюса у книги всё-таки есть. Во-первых, быстро читается. Во-вторых, она закончилась. Я прекрасно знаю, что коммерчески успешные книги любят растягивать на тысячи томов и хорошо, что «Жестокий принц» – исключение. История подошла к концу, и я искренне желаю Холли больше не писать таких книг. Её романы вполне сносные. «Холодный город» увлёк и с ним я отлично провела время, «Самая тёмная чаща» – атмосферная книга о фэйри с их «тёмным» нравом. Но «Жестокий принц» – это просто непонятное нечто. Кажется, что автор взяла ту же «Самую тёмную чащу», перекроила немного сюжет и выдала. Жаль, что это закончилось так. Ну а я просто возьмусь за следующую книгу Блэк, ведь пока что «Принц» для меня единственная плохая её серия.
4243