Рецензия на книгу
Один день
Дэвид Николс
Аноним7 декабря 2011 г.Раньше у меня было правило: если фильм снят по книге, сначала прочитай книгу, потом смотри фильм. Теперь же, учитывая, что каждый второй фильм снимают по книге, гораздо чаще я стала получать «наводки» на книги именно из кино. «Один день» Лоне Шерфиг поразил меня некрасиво торчащими с экрана литературными свойствами, поэтому я решила взяться за книгу и разобраться, что же в ней такого не поддающегося экранизации.
Романов о любви написано немало, и Дэвид Николлс здесь ничем не отличился. Вряд ли его книга войдёт в мировой список шедевров, заслужит много наград или побьёт рекорды по тиражам. Но сама идея разбить повествование на годы и вклиниваться в жизнь героев только в определённый день календаря кажется вполне любопытной, да и воплощение не подкачало. Читать легко и приятно, диалоги чередуются с внутренней речью персонажей, отчего становится понятно, что разделяло их всё это время, что не давало быть вместе. В фильме эта часть была недоступна зрителю, поэтому выглядело всё как набор романтических сцен и разговоров ни о чём. Книга же безошибочно угадывает настроение того поколения, которое росло без войн и каких-то особых потрясений, поэтому не знает, что делать со своей жизнью. Все страхи, сомнения, апатия и неуверенность главных героев понятны и близки современному читателю, а детали, описываемые автором, подчас бьют в самую точку.
Любовь главных героев вряд ли можно назвать великой и всепобеждающей, она скорее как навязчивая идея, от которой Декстер и Эмма пытаются избавиться на протяжении доброй половины своей жизни. Влечение друг к другу они пытаются замаскировать другими словами, вступают в отношения с посторонними людьми, живут своей жизнью, но продолжают сталкиваться лбами. Могут ли два человека быть так близки и так далеки друг от друга одновременно? Этот вопрос не перестаёшь задавать себе во время прочтения, испытывая неизмеримую тоску и грусть. Иногда хочется просто закрыть книгу, отмахнуться от написанного, уверить себя, что всё неправда, что любовь выше бытовых преград и глупых страхов, но жизнь – вот она, перед глазами, и сердце по-прежнему спотыкается на мелочах.
Несчастный случай с Эммой в конце считаю неуместным, как и в фильме. Нужен он был автору лишь для того, чтобы сохранить общий тон повествования, чтобы не пришлось описывать Эмму и Декстера в шестьдесят лет, выращивающих помидоры. Ностальгические кадры, которыми завершилось повествование, вышли красивыми и прочувствованными, но для их создания можно было использовать другой предлог, нежели смерть.
В целом, книга понравилась, понравился сам стиль письма, понравилось, как непринуждённо перетекали мысли Декстера в мысли Эммы и обратно. С другой стороны, не уверена, что я буду помнить эту книгу через несколько лет.720