Рецензия на книгу
Луна и грош
Сомерсет Моэм
namfe3 марта 2020 г.Когда прочитала половину, вспомнила что в юности я уже пыталась читать эту книгу, не помню дочитала ли, но вспомнила своё негодование поступком Стрикленда, в отношении первой жены. И совсем не поняла этого персонажа. В этот раз чтение оказалось не простым. Местами захватывающим, местами скучным. Я поняла, что больше не люблю Моэма, его слог показался мне тяжеловатым и устаревшим. И конечно, это не биография художника, а размышления Моэма в связи с судьбой известного живописца. Герой Моэма совсем другой человек.
В этой книге было очень непросто с рассказчиком: какой он невыносимый моралист! Приходилось постоянно помнить, что рассказчик - не автор, у него свой характер и судьба. И хоть он и пытается показать себя человеком широких взглядов, остаётся обычным светским человеком начала ХХ века. И некоторые его выводы я совсем не разделяю.
А главный герой мне понравился, я не считаю его плохим человеком, как рассказчик. Он человек своей собственной морали. 40 лет он жил, подчиняясь законам общества и правилам поведения, ежедневно делая бесконечные уступки неписанным законам, поступаясь со своими желаниями, или просто плывя по течению. Пока однажды не понял, что больше так не может. И уже после своего бунта он не захотел ни капли уступать приличию. Это понятное и логичное решение, пусть оно и принесло несчастье окружающим. И пусть некоторые его поступки кажутся бессердечными. Сложный вопрос, насколько необходимо поступаться своими потребностями, ради жизни в обществе, насколько широки должны быть границы личности, при соприкосновении с другими.
Мне очень понятно мужское обаяние главного героя, и почему огибал привлекателен для женщин. Не потому, что женщины глупы, как думает рассказчик, а потому что в нем есть внутренняя сила жить по-своему, и такая приятная твердость и крепость.
Судьба Беллы закономерна, не было бы Стрикленда, она ушла бы к кому-нибудь другому, потому что обязательно нашёлся бы человек, затронувший ее и толкнувший ее от привычного но не любимого мужа.
Рассказчик симпатизирует первой жене художника, она женщина своего века и своего круга. Но мне она не понравилась. Представила я как она задушила своего мужа своими правилами и тесными галстуками, которые с любовью выбирала для него.
И сейчас это очень современное явление: дауншифтинг. Когда люди отказываются от положения в обществе и материальных благ, игр капиталистов и потребителей, и уезжают жить так, как велит им сердце, и совсем не обязательно писать картины.
Человеческие судьбы, конечно трогательные и эта небольшая книжка оказалась очень населенной разными второстепенными персонажами, у каждого есть своя история. В конце меня правда начали злить эти бесконечные параллельные истории, хорошо, что последние оказались занимательными.
В общем, пожалуй, интересная книга, есть над чем подумать.612,4K