Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Yesterday

Фелисия Йап

  • Аватар пользователя
    Аноним1 марта 2020 г.

    Странный параллельный мир, где люди помнят лишь 1-2 дня

    Уникальная, оригинальная книга. Хватает, уносит в болезненную фантазию о чудовищном мире, задавливает детективной историей и не отпускает. В романе есть «моносы», которые помнят только вчерашний день, и «дуосы», которые помнят еще и позавчера. Чтобы нормально жить, им приходится полагаться на i-дневники. Успешные и не очень успешные люди отличаются друг от друга главным образом своей способностью быстро и эффективно искать нужную информацию в дневниках. И вот однажды ты вдруг обнаруживаешь, что любовницу мужа убили. Как раз два дня назад. Может, сам муж и убил. А может, ты. А может, бомж какой-то. Или это вообще самоубийство было. Вроде, все просто – поищи в дневнике и разберешься. Но тут возникает еще более страшное подозрение. Более страшное, чем убийство. А можно ли верить дневнику жертвы? И стоит ли верить своему собственному дневнику?
    Неплохой саспенс, фантастичность описываемого мира, детективное расследование, сыщик со своими секретами, ощущение болезненности происходящего (как в «Голодных играх», где государство заставляет подростков убивать друг друга) – в целом, получается интересно. Плюс автор новый и видно, что старается выделяться из себе подобных. Стиль хороший, читается хорошо. Меня напряг модный когда-то и я надеялся уже позабытый прием повествования от имени разных персонажей, но пришлось карабкаться через это, а что делать!
    С точки зрения логики происходящего, читатель может найти проколы тут и там. Я думаю, это неизбежно, когда создаешь целый мир с нуля. Несколько раз мы становимся свидетелями диалогов, в которых обсуждается прошлое, но участники при этом в свои дневники не заглядывают. Я что-то недопонял? Один персонаж 8-го июля смотрит в зеркало и вспоминает события, произошедшие 4-го. А это как? Не слишком понятно, в чем принципиальное отличие между 24 часами и 48 часами памяти. Я имею в виду, для жизни конкретного человека. Для его успешности. Правда, какая разница? Ведь в любом случае, для любого действия нужно вспомнить столько всего, перечитать столько страниц в дневнике, что эти лишние 24 часа особой роли не играют. Ну, таково мое скромное подозрение. Опять же, я мог чего-то недопонять.
    Но главный «напряг» описываемого мира – сами дневники. Когда я стал думать, как бы они могли выглядеть в реальности, чтобы обеспечивать свою главную задачу – давать надежную информацию и давать ее быстро, у меня возникло столько вопросов, что вера в описываемый мир поколебалась. Дело даже не в том, что кто-то может вмешаться в содержимое моего дневника. А что если я сам месяц назад по какой-то причине решил, что нужно написать неправду – стыдно было за правду или «так надо было»? Или еще проще – а что если я просто не записал что-то? Не посчитал тогда важным? А учеба? Как я в студенческие годы могу знать, что из профессиональной информации мне важно зафиксировать, а что просто «вода»? А книги? А фильмы? Мне что же, нужно записывать конспекты фильмов, чтобы не потратить всю жизнь на просмотр одних и тех же кинолент? А ведь с дневником может произойти еще и элементарный технический сбой! В общем, вопросов к дневникам миллион.
    Есть некоторая проблема в романе и с предсказуемостью – персонажей мало, ты успеваешь подумать на каждого из них, и в конце создается впечатление, что ты все знал с самого начала.
    Атмосфера могла бы быть более впечатляющей. При таких «вводных» ожидаешь чего-то футуристического, а в книге описан наш мир, только типа «параллельный».
    Что же в итоге? Мне кажется, книга стоит того, чтобы ее прочесть – за свою концепцию, за эту свою придумку с короткой памятью. В общем, рекомендую.

    7
    423