Рецензия на книгу
Theatre
W. S. Maugham
Аноним30 ноября 2011 г.Театр – первая книга Моэма в моей аудио библиотеке. Очень многие советовали этого автора, характеризуя его как «мастера деталей, тонкого знатока женской души и просто хорошего писателя. Долгое время меня отталкивала информация о его нетрадиционной ориентации. Но вот, наконец, прочел Театр.
После прочтения первых 3-х глав сложилось ощущение, что Джулия и Майкл – какие-то лицемерные, неестественные герои. Поначалу даже название романа казалось несколько ироническим. В голову даже приходила шекспировская цитата, позже использованная и самим Моэмом: «Весь мир – театр. В нем женщины, мужчины – все актеры» К концу книги мое отношение к главной героине существенно изменилось.
В середине романа меня посетила мысль, которая никогда раньше не возникала в моей голове настолько отчетливо: « актеры – не такие уж счастливые люди, как кажется на первый взгляд. Ведь им приходится практически каждый день изображать на сцене какие-то эмоции и чувства, которых, они, возможно, сами не испытывают. Крайне сложно жить в таких условиях, так как со временем они действительно перестают отличать реальную жизнь от событий на театральных подмостках.» К тому же на жизнь вне театра остается крайне мало времени. Конечно, каждый актер добровольно делает свой выбор, становясь рабом Мельпомены. Однако к Джулии лично у меня начинала возникать жалость. Просто представил себе, что она столько лет вынуждена была жить с человеком, которого она давно уже разлюбила, во многом из-за того, что она не хотела скандала «в свете».
Знакомство с Томом помогло Джулии впервые за много лет почувствовать прилив сил и испытать нетеатральные чувства. Когда я читал главы, в которых описывалось развитие их отношений, у меня возникали противоречивые чувства. С одной стороны, было радостно, что Джулия наконец-то живёт полной жизнью. С другой, однако , было крайне обидно, что трое мужчин, влюбленные в Джулию, были представлены щенками, сидящими на поводке хозяйки. В голове крутилась цитата из «Триумфальной арки» Э. М. Ремарка: « Женщина от любви умнеет, а мужчина теряет голову» Обидно мне было, наверное, потому, что я осознавал правдивость этой мысли и одновременно боялся себе в этом признаться. Хотя сам не раз испытывал на себе подобные ощущения, чувствуя себя этим самым щенком…
Отдельное внимание следует уделить последнему диалогу между Джулией и Роджером. В образе сына главной герои ни я отчетливо узнавал себя, так как я тоже всегда пытаюсь докопаться до истины, которая, как известно, где-то рядом... 18 летний мальчик просто поразил меня своей проницательностью. Насколько тонко ему удалось почувствовать душу матери и то, что она уже давно не она, а лишь наигранный образ. Насколько я тогда был согласен с ним! В его потрясающей метафоре про пустую комнату я нашел подтверждение мысли, которую я изложил в 3-м абзаце. Но ни мне, ни Роджеру, очевидно, не хватило либо мудрости, либо здорового цинизма, чтобы дойти до тех рассуждений, которые созрели у Джулии в последней главе. В них, безусловно, тоже есть доля правды.: "Роджер утверждает, что мы не существуем. Как раз наоборот, только мы и существуем. Они тени, мы вкладываем в них телесное содержание. Мы - символы всей этой беспорядочной, бесцельной борьбы, которая называется жизнью, а только символ реален. Говорят: игра - притворство. Это притворство и есть единственная реальность".(с)
Концовка книги тоже оставила противоречивое впечатление. В итоге Джулия, перенеся все страдания, оставила в дураках всех своих воздыхателей, , доставила удовольствие себе любимой, отведав давно желанный бифштекс, отомстила сопернице. Тем самым она ещё больше самоутвердилась, благодаря произошедшим с ней событиям. Всегда приятно, когда человек извлекает уроки из жизни, но за слабость сильного пола всё равно чрезвычайно обидно!
Итак, как человеку, относящему себя к ещё не реализовавшимся романтикам, мне было нелегко читать эту книгу. Например, я пока не разделяю окончательного вывода Джулии о том, что «Любовь вовсе не стоит того шума, который вокруг неё поднимают». Однако нужно отдать должное Моэму за психологизм романа. Было очень интересно, хотя иногда и печально анализировать поведение героев и задавать себе вопрос: как поступил бы я?
«Театр» я советую в первую очередь читать образованным девушкам. Мужчина, на мой взгляд, все равно не сможет прочувствовать всех граней этого, безусловно, качественного и в чем-то поучительного произведения.28108