Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Собрание сочинений в 2 томах. Том 2. Черный принц

Айрис Мёрдок

  • Аватар пользователя
    Аноним22 февраля 2020 г.

    Литературная принцесса

    Самое важное, что должен научиться делать писатель, — это рвать написанное.


    книга в мой список к прочтению попала случайно, увидела в аннотации, что сюжет крутится вокруг отношений старого писателя и юной девушки, это показалось мне интересным, хотя и мелькали воспоминания об авторе, как о скучном, правда, читала я ее в юности. Поэтому , бодро решив, что сейчас я уже достаточно мудра для серьезной литературы, принялась за "Черного принца". Начало откровенно не вдохновило - многословные вступления и посвящения, витиеватые описания местности, дома и рода занятий главного героя, но перетерпела. Автор неторопливо и нудно выводит на сцену одного персонажа за другим, с обязательным упоминанием, "этот человек будет играть роль в дальнейшей истории", странно, а ведь мне уже показалось, что он просто молоко принес.

    Главный герой долго и очень по графомански объясняет свое отношение к литературе, рассказывает, как бы он хотел писать свои, несомненно, гениальные произведения, это все навевает тоску, а если приправить такое повествование еще и топтанием сюжета на месте, то получаем идеальное снотворное. После прочтения почти трети текста так и не появились - любовная история, столкновения характеров, откровения о писательском мастерстве наконец. Унылое нравоучительное описание жизни пожилого писателя, у которого была стерва жена, а теперь на шею села истеричка сестра, да еще и друг с такой же неуравновешенной женой. Описания женщин в возрасте "за 40" просто отталкивающие на почти физиологическом уровне. Зачем? Видимо чтобы подчеркнуть невозможность каких-либо отношений с такими особями. Главный герой , правда, успел и побрюзжать по поводу связи пожилого мужчины и молодой женщины, ну это так, мимоходом.

    Записки всем и всеми недовольного пожилого брюзги, почему-то вспомнился Бэнвилл с его "Морем", сюжетно произведения перекликаются, но насколько у Бэнвилла все светло и несмотря на проблемы, оптимистично, настолько в "Черном принце" - кошмар и безнадега. "Алтерэго" автора вовсе не главный герой, пожилой писатель, хотя в его характере тоже прослеживается много "женственного", эмоционального , даже "бабского" . Автор, со всеми ее комплексами, мечтами и идеями - это некий сплав из Рейчел, неудавшейся любовницы главного героя, Кристиан , его бывшей жены, стервы и деловой женщины и Присциллы, сестры, закомплексованной, невротичной и меркантильной. Все скелеты из шкафа автора вывалились просто с потрясающим грохотом, буквально завалив под собой остатки сюжета. Писательское мастерство? В описаниях очередных порванных грязных чулочков, потных подмышек и истерично дрожащих рук? Виртуозное владение слогом - только повторы, перечисления страдальческих взглядов, заламывания рук, стонов и причитаний...

    Пытаясь говорить об искусстве, творчестве и любви от лица мужчины, автор выдаёт такой тщеславный и сумбурный парад женских комплексов, который не замаскируешь никакими рассуждениями о Шекспире, тонких материях типа вдохновения и проекциях своих скрытых сексуальных желаний. Мне, пожалуй, не приходилось ещё видеть такого невнятного и невротично описанного главного героя, ясно, что желание вместить в него все свои понятия о любви, ревности, жестокости и творчестве, автор просто пыталась достичь невозможного. Вот и получился, экзальтированный как юная девица, почти шестидесятилетний дядька, блюющий от осознания своих чувств к двадцатилетней дочке своего друга и конкурента.

    После этого эпизода надо было бы бросить чтение, но я мужественно одолела описания того, как он катается, уткнувшись лицом в ковёр, стараясь удержаться на стадии платонической влюбленности, терпит одну сексуальную неудачу за другой, страдает от понимания глупости и привлекательности объекта своей страсти. Всё это густо присыпано помпезными рассуждениями о Гомере, Шекспире, муках творчества и зависти, видимо, чтобы выбрать лимит страниц, необходимых издателю. Туда же можно отнести и наспех сляпанную детективную историю для концовки, историю, изрядно попахивающую истерией. Как впрочем, и вся книга.

    8
    983