Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Саморазвитие по Толстому. Жизненные уроки из 11 произведений русских классиков

Вив Гроскоп

  • Аватар пользователя
    Аноним21 февраля 2020 г.

    Вив Гроскоп "Саморазвитие по Толстому. Жизненные уроки из 11 произведений русских классиков"

    Трудно даже представить то, какие проблемы могут быть у человека с русской классической литературой, если ему понадобилась эта книга, чтобы с ними справиться…
    По сути, каждая глава, посвященная одному произведению кого-нибудь из русских классиков, состоит из краткого пересказа сюжета и краткой же биографической справки об авторе. В этих сведениях нет ничего такого, чего бы не знал любой человек, закончивший общеобразовательную школу. Вы не узнаете, например, о Гоголе ничего сверх того, что знают абсолютно все, даже те, кто его в жизни не читал. Для иностранного читателя эти краткие характеристики, безусловно, будут полезны. Но и только. Анализ произведений очень поверхностный и абсолютно оторван от исторического и культурного контекста. Такая «выключенность» из контекста могла бы дать автору свежий взгляд на предмет, помочь показать все с неожиданной стороны, оценить непредвзято. Но на деле отсутствие знаний или их игнорирование приводит лишь к поверхностным выводам: Пушкин погиб на дуэли, потому что не смог вовремя засунуть куда подальше свою гордость и вообще зря задирался. Жил бы себе и жил… Вообще глава о Пушкине и «Евгении Онегине» (самом, кажется, универсально понятном произведении из русского классического канона) поражает в плохом смысле своими выводами и оценками.
    Конечно, это не учебник литературы, и автор настаивает на личном характере книги и субъективности оценок. Как раз рассказы о том, как англичанка на заре 90-х жила в Петербурге и представляет хоть какой-то интерес в книге. Но этого материала в общем объеме мало. К тому же все ее рассказы ничего особо не добавляют к стереотипам о мрачных русских, которые странно относятся к жизни и еще страннее к смерти. О субъективном восприятии автором книг русского классического канона также мало и поверхностно написано. Можно узнать, что «Мастер и Маргарита» - это очень смешно, а Онегин получил в конце концов по заслугам.
    Обещанные жизненные уроки присутствуют. Но хочется спросить, зачем тут вся эта литература? Было бы интереснее просто почитать воспоминания и впечатления англичанки в России в интересный период 90-х гг., а также про ее опыт изучения совсем для нее далеких и притягательных русского языка, литературы и мрачной русской души.
    Книга не ужасна и даже не плоха, но совершенно необязательна к прочтению, а в некоторых моментах и откровенно скучная. «Родная речь» Вайля и Гениса не в пример интереснее.

    6
    132