Рецензия на книгу
Саморазвитие по Толстому. Жизненные уроки из 11 произведений русских классиков
Вив Гроскоп
Аноним21 февраля 2020 г.Вив Гроскоп "Саморазвитие по Толстому. Жизненные уроки из 11 произведений русских классиков"
Трудно даже представить то, какие проблемы могут быть у человека с русской классической литературой, если ему понадобилась эта книга, чтобы с ними справиться…
По сути, каждая глава, посвященная одному произведению кого-нибудь из русских классиков, состоит из краткого пересказа сюжета и краткой же биографической справки об авторе. В этих сведениях нет ничего такого, чего бы не знал любой человек, закончивший общеобразовательную школу. Вы не узнаете, например, о Гоголе ничего сверх того, что знают абсолютно все, даже те, кто его в жизни не читал. Для иностранного читателя эти краткие характеристики, безусловно, будут полезны. Но и только. Анализ произведений очень поверхностный и абсолютно оторван от исторического и культурного контекста. Такая «выключенность» из контекста могла бы дать автору свежий взгляд на предмет, помочь показать все с неожиданной стороны, оценить непредвзято. Но на деле отсутствие знаний или их игнорирование приводит лишь к поверхностным выводам: Пушкин погиб на дуэли, потому что не смог вовремя засунуть куда подальше свою гордость и вообще зря задирался. Жил бы себе и жил… Вообще глава о Пушкине и «Евгении Онегине» (самом, кажется, универсально понятном произведении из русского классического канона) поражает в плохом смысле своими выводами и оценками.
Конечно, это не учебник литературы, и автор настаивает на личном характере книги и субъективности оценок. Как раз рассказы о том, как англичанка на заре 90-х жила в Петербурге и представляет хоть какой-то интерес в книге. Но этого материала в общем объеме мало. К тому же все ее рассказы ничего особо не добавляют к стереотипам о мрачных русских, которые странно относятся к жизни и еще страннее к смерти. О субъективном восприятии автором книг русского классического канона также мало и поверхностно написано. Можно узнать, что «Мастер и Маргарита» - это очень смешно, а Онегин получил в конце концов по заслугам.
Обещанные жизненные уроки присутствуют. Но хочется спросить, зачем тут вся эта литература? Было бы интереснее просто почитать воспоминания и впечатления англичанки в России в интересный период 90-х гг., а также про ее опыт изучения совсем для нее далеких и притягательных русского языка, литературы и мрачной русской души.
Книга не ужасна и даже не плоха, но совершенно необязательна к прочтению, а в некоторых моментах и откровенно скучная. «Родная речь» Вайля и Гениса не в пример интереснее.6132