Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Божественная комедия

Данте Алигьери

  • Аватар пользователя
    malika290320 февраля 2020 г.

    Входящие, оставьте упованья

    В последнее время в книгах и фильмах мне часто встречается концепция Ада по Данте, и поэтому вдохновленная этими вдохновленными произведениями я решила ознакомится с первоисточником.

    Первая сложность чтения "Божественной комедии" состоит в том, чтобы выбрать перевод. Изначально, мне понравился перевод Лозинского, поэтичный и красивый, но в печатном варианте нашла только Минаева, который не так певуч и вгоняет меня в сон, как и перевод Чюминой, который я нашла в аудиоварианте. Погуглив, я поняла, что перевод Лозинского лучше не только на мой субъективный взгляд, но и объективно, потому что он единственный переводил "Комедию" на русский язык прямо с итальянского, стараясь повторить слог Данте. Поэтому лучший перевод это тот, который начинается с фразы: "Земную жизнь пройдя до половины...".

    Вторая сложность чтения "Божественной комедии" - ее невозможно читать без примечаний. Читая Шекспира без примечаний, может показаться, что все понятно (на самом деле без примечаний некоторая часть контекста теряется), но читая Данте сразу замечаешь, что упускаешь больше половины. Грешники, которых встречает Данте и Вергилий тесно связаны с Данте и подробнейшей историей того периода. Вот грешник с гербом с белым гусем - намек, понятный любому современнику Данте, но не нам. Множество знакомцев Данте - отец его лучшего друга, люди, из-за которых он был в изгнании и прочие, описанные намеками. А некоторые намеки настолько туманны, что даже комментаторы спорят, что же хотел сказать автор.

    Поэтому третья сложность - незнание контекста. Прежде чем читать "Божественную комедию" нужно изучить биографию Данте, его отца и деда, исторический период, запомнить все противоборствующие семьи и партии (гвельфы и гибеллины, Черные и Белые, Донати и Черки, прочие), а так же какая семья в какой партии состоит. В этом противостоянии семей, партий и т.д. сложность усиливается в том, что один человек мог поддерживать разные семьи и менять свои политические взгляды (для таких Данте выделяет местечко в аду). При таком количестве столкновений глупая вражда Монтекки и Капулетти уже не кажется выдумкой.

    Четвертая сложность - не сойти с ума от стихотворной формы. Так как я читала перевод Минаева, который сводил меня с ума, я не могла уследить за сюжетом. Плюсом аудиокниги стало хотя бы то, что она объясняет сюжет перед каждой песней.

    Божественная комедия - попытка христианина Данте "вставить" любимый греческий и римский мир в христианскую концепцию. Поэтому его сопровождает Вергилий - великий римлянин, но не христианин, кумир Данте, который стал связующим звеном между современностью Данте и греко-римским миром. Поэтому в лимбе обитают лучшие дохристианские мыслители и деятели, реки названы именами из царства Аида, индивидуальные муки прямо как в греческих мифах, а бесы - из греческих мифов, которые в оригинале были гораздо сложнее, чем однобокие бесы. Например, при желании, из Минотавра можно сделать трагическую фигуру, запертую в зверином облике. Для Тесея он был монстр, но разве Минотавр виноват в том, что родился таким?

    Читать Данте ради сюжета - уж лучше прочесть краткий пересказ, он понятнее. Читать Данте ради поэзии - только в переводе Лозинского, который отчего-то очень сложно найти. Поэтому читать Данте нужно только ради удовольствия, а если чтение его не приносит, то лучше закрыть книгу.

    Что до формы, то читать в электронном варианте гораздо легче, благодаря тому, что за сносками и примечаниями не приходится перелистывать всю книгу.

    Но, несмотря на все сложности с прочтением, загробный мир Данте увлекает и вдохновляет вот уже семьсот лет.

    40
    2,9K