Рецензия на книгу
Реликвия
Жозе Мария Эса де Кейрош
Аноним19 февраля 2020 г.Реликвия— свято хранимая, почитаемая вещь, связанная с историческими или религиозными событиями прошлого. Однако ценность реликвии – величина непостоянная и относительная, коварная и изменчивая. На своем горьком и необыкновенном опыте это осознал и главный герой этого произведения, португалец Теодорико Рапозо. Впрочем, его злоключения и рассуждения в 19 веке удивительно актуальны и в наше время.
Итак, читатель знакомится с юношей Теодорико, с детства воспитываемого набожной и суровой тетечкой в аскетичной и ханжеской обстановке. Сей факт тем более для него прискорбен, так как тетечка насколько богата, настолько фанатично религиозна. Ее лицемерный воспитанник, несмотря на свой дух, стремящийся к наслаждениям, и плоть, созданную для неги и комфорта, весьма трезво смотрит на жизнь. Так что читатель встречает его чаще всего на коленях, то прилюдно отбивающим поклоны во всех окрестных церквях, то кулуарно перед соблазнительными дамами в окрестных борделях. Его практичный взгляд натыкается на корыстолюбивое окружение родственницы, состоящее из священников всех мастей, которые, как и он, рассчитывают на ее наследство. В связи с этим благодарный читатель получает весьма острую сатиру на религию в целом и в частном. Тут тебе и насмешки над священнослужителями, и равнодушие к святым местам, и ироническое отношение к реликвиям. Автор при этом не высмеивает саму веру, а лишь ее внешние условные атрибуты.
Даже в путешествии за пресловутой реликвией в Иерусалим наш двуличный герой отмечается подвигами вовсе не святого характера, причем даже невероятное присутствие на распятии Христа не меняет кардинально его души. Автору удалось передать всю обыденность происходящих событий. То, что потом для миллионов людей станет основой их веры, частью их души, в тот момент представало скучным событием, ради которого не стоит тащиться в жаркий день по пыльному холму. При всем сюрреализме происходящего я удивительным образом погрузилась в эту историю и увидела древний город его глазами, услышала звуки и почувствовала запахи. Не выдержав, я достала карты и вооружилась планом города. И еще словарем, иначе откуда узнать, как звучат букцины, какова на вкус поска, удобно ли сидеть на курульном кресле и какой длины носят симлу. Жаль только, что слушать спор фарисеев и Понтия Пилата мне, в отличие от Михаила Булгакова, было скучно и не вдохновенно.
Смотреть глазами примерного лицемера и закоренелого распутника то еще удовольствие, но, знаете ли, в этом романе нет вообще ни одного положительного персонажа. Кто там положительный? Тетечка, принципиальная до глупости ханжа? Ее окружение, жадные шакалы, ждущие ее смерти? Девушки, все как одна падкие до денег и развлечений? Так что пришлось на обратном пути сочувствовать хотя бы Теодорико. Мне и хотелось, и не хотелось, чтобы его афера удалась. Впрочем, я раскрывать его секрет не стану. Вдруг вам тоже захочется почитать этот странноватый, старинный, но совершенно современный небольшой роман.14442