Рецензия на книгу
Шаги по стеклу
Иэн Бэнкс
Orange24 ноября 2011 г.Следуй за белым кроликом по дорожке из хлебных крошек
Странная книга. Это первая мысль, возникшая после того, как она была уже прочитана. Наверное, поэтому оттягивала написание рецензии и перекладывала свои мысли из одного долгого ящика – в другой. Хотелось утрясти все как следует, разложить по головным полочкам предварительно поразмышляв о том, что же все-таки пытался донести до меня автор. А после – захотелось перечитать эту книгу заново и опять проделать все то же самое.
Соединение в одной книге разных историй и стилизация очень понравились и впечатлили меня еще при чтении «Облачного атласа» Митчелла, поэтому пройти мимо этой книги было сложновато. Здесь масштабы поменьше, но все гораздо более запутанно и смысл найти гораздо труднее, чем в «Атласе», где он лежит буквально на поверхности и с последней перевернутой страницей все сходится и становится на свои места.
Вообще весь роман сразу как-то делится на то, что Бэнкс рассказывает прямо, без виляний и, не таясь, и то, что нужно додумывать, искать и разгадывать. Это как две грани одной и той же реальности, но воздействующие на разные центры восприятия, или два разных мира книги, заставляющих читателя блуждать между ними и искать дорожку из хлебных крошек, которая едва видна, потому что пролетавшая мимо красная ворона из Замка склевала большую их часть. Признаться, порой я совершенно запутывалась и с уверенностью могу утверждать только то, что в действительности поняла лишь ничтожную часть того, что скрыто от первого взгляда.
Уровень первый – очевидный.
Три истории, три сюжетных линии.
Любовно-романтическая – молодой художник шагает по улицам Лондона для объяснения с дамой своего сердца.
Параноидально-бредовая – псих-одиночка шатается все по тому же Лондону, преследуемый своей навязчивой идеей.
Фэнтезийно-интеллектульная – старик и старушка, заточенные в Замке, играют в настольные игры и разгадывают головоломки, пытаясь найти ответ на вопрос «Что будет, если на пути неостановимой силы окажется несдвигаемый объект?»
Истории выдаются порционными кусочками и каждая из них достойна стать основой для целой книги, в каждой есть даже не просто изюминка, а имбирный пряничный человечек, машущий читателю ручкой. Сюжеты до поры, до времени развиваются по намеченным сценариям, герои и их миры четко проработаны и интересны сами по себе. Подозреваю, что каждый сможет найти тут объект для симпатии и персонажа более близкого по духу. Я, разумеется, влюбилась в Замок и его обитателей.Уровень второй – понятийный.
Здесь читатели с подачи автора обладают относительной свободой. Кто-то будет понимать все его намеки и полунамеки, находить глубочайший смысл в многочисленных отсылках к другим авторам и произведениям, к окружающей нас реальности, но, боюсь, это будут только подлинно эрудированные люди, чуть ли не гиганты мысли или телепаты-волшебники. Кто-то будет понимать лишь частично, как я. Кто-то не будет понимать вовсе, но это не помешает получить от прочитанного удовольствие. Весь фокус в том, что Бэнкс не обязывает и не принуждает, не ставит планок для читателей и не требует результатов, каждый увидит то, что он увидит и так, как захочет. Известно лишь, что где-то в недрах этого уровня и пробегает та самая, тонкая ниточка-связь между историями и этого достаточно.В этой книге за мыслью Бэнкса следуешь, как за белым кроликом, но не стоит забывать, что идешь по стеклу, а шагая по стеклу, рискуешь поскользнуться, упасть, пораниться, однако ж, подниматься хочется и продолжать путь – тоже.
920